Недавно министр экономики Молдовы Думитру Алайба опубликовал данные о том, как изменился экспорт молдавских фруктов в страны Евросоюза, начиная с 2021 года. Но как-то всё очень избирательно.
«За очень короткое время наш торговый сектор полностью переориентировался. С российского рынка на европейский. И это действительно впечатляет! На сегодняшний день более 65% нашего экспорта направлено в страны ЕС. Благодаря мерам по либерализации торговли с ЕС, экспорт некоторых продуктов достиг невероятных объемов», — рапортовал министр, опираясь, кстати, на чужие исследования.
Он констатировал, что в 3,5 раза увеличился за три года экспорт молдавской агропродукции в ЕС:
– Экспорт черешни в страны ЕС вырос с $140 тыс. в 2021 году до $7,2 млн в 2023 году;
– экспорт яблока – с $400 тыс. до $7 млн;
– экспорт сливы – с $14 млн до $33 млн;
– экспорт винограда – с $12,6 млн до $36,2 млн.
По словам Алайбы, прогресс очевиден. Молдова демонстрирует свою конкурентоспособность и высокое качество фруктов.
Министр отчитался, звучат аплодисменты, можно идти пожинать лавры. Но всё ли так гладко, как нам представляется?
— Ни одна страна ещё не выживала исключительно за счёт сельского хозяйства, — считает доктор экономики Михаил Пойсик. – Тем более, за счёт фруктов. Мы потеряли восточные рынки, естественно, в общем объёме, доля ЕС выросла. Но они покупают у нас продукцию, когда им выгодно и сколько им выгодно. Потом вводятся ограничительные меры, повышаются требования к стандартам качества и т.д. Они защищают свои рынки. Причём ЕС покупает продукцию без добавленной стоимости. Например, приобретают подсолнечник и сами из него делают масло. Если пшеница, — то фуражная. Мы радуемся, что незначительно вырос экспорт в ЕС, но в целом импорт в 2,1 раза выше экспорта, а третья часть экспорта — реэкспорт. Посмотрите, чьи абрикосы в магазинах, да и другие фрукты – большая часть – привозные. Об этом надо думать.
И ещё один важный момент, на который обратил внимание Михаил Пойсик, у нас уже нет продуктов наукоёмкого производства, которые тоже отправлялись в Россию и страны СНГ. Нет науки, нет специалистов, нет промышленности, нет экспорта, который мог бы значительно пополнить казну. Хорошо, конечно, что наши фрукты кто-то где-то всё-таки покупает. Но этого недостаточно, чтобы министр экономики мог гладить себя по голове, тем более, что это не его заслуга.
Кстати, недавно прозвучала альтернативная версия по поводу экспорта в страны ЕС. Экономист, экс-депутат Владимир Головатюк, отметил, спад наблюдается по странам, которые в последние годы являлись серьезными торговыми партнерами Республики Молдова.
«Экспорт в Румынию сократился на 15.5%, в Италию на 9%, во Францию на 24%, в страны Балтии на 22-26%, в Великобританию на 30% и т.д.», — привёл данные В. Головатюк. Конечно, отчёт Алайбы важнее, но альтернативные цифры тоже заставляют задуматься.
Что касается яблок… История печальная. С июля по декабрь прошлого года Молдова отправила за рубеж около 39 тыс. тонн яблока. Эксперты полагают, что всего за 2023/24 гг. экспорт яблока урожая-2023 не превысит 130-140 тыс. тонн. Это один из самых слабых показателей за пятилетие.
По оценке Moldova Fruct, в мае 2024 из страны было экспортировано почти 15,4 тыс. тонн яблока на $9,6 млн. Физический объём экспорта яблок в прошлом месяце был немного больше, чем в мае 2023 (около 12 тыс. тонн), но вдвое ниже, чем в мае 2022 (31,2 тыс. тонн). В мае крупных покупателей молдавского яблока было всего два: Россия – 11,1 тыс. тонн и Румыния – почти 2,5 тыс. тонн. В другие страны майский экспорт молдавского яблока составлял лишь десятки тонн.
В чём-то Алайба, прав, что касается фруктов, их экспорт в ЕС, всё-таки увеличился. Это радует. Чем больше рынков, тем больше возможностей.
— Если говорить о фруктах, то до 2015-2016 года, большую часть объёма экспорта занимали яблоки и орехи, — уточняет экономический эксперт Вячеслав Ионицэ. – Потом увеличился экспорт столового винограда, слив, ягод. У нас произошла диверсификация, расширился ассортимент. Кроме того, раньше продукция – более 90 %, уходила на рынки России, Белоруссии и немного Румынии. В 2023 году был прорыв, потому что сложилась благоприятная международная конъюнктура. Все звезды попали в правильное русло. Список стран расширился, но всё равно самые большие объёмы идут в СНГ, хотя, конечно, этот поток сократился. Но я бы поставил акцент на следующем вопросе: Какая политика государства проводится, чтобы мы смогли увеличивать объём экспорта фруктов – мы можно спокойно увеличить его в 4 раза, до 1 млрд долларов. Задача государства, делать всё возможное, чтобы открывать рынки.
Что нам нужно? Поддерживать традиционные рынки – СНГ, укреплять новые – ЕС, и открывать неизведанные рынки, в частности, на ближнем Востоке, который обладает большим потенциалом. Вячеслав Ионицэ надеется, что экономические анализы экспертов станут для правительства призывом к действию.
— Я не думаю, что мы окончательно потеряли рынки СНГ, — считает В.Ионицэ. – У нас возникли технологические вопросы по экспорту. Проблемы есть, но ситуация ещё не настолько критична. Мы потеряли долю в экспорте фруктов, но не сами объёмы, если говорить о денежном выражении. Хотя на самом деле, нас с рынком СНГ сейчас, в основном, связывают фрукты.
На что ещё нужно обращать внимание. Когда приводятся данные по экспорту тех же фруктов, не учитывается, что цены с 2021 по 2023 – выросли, всё-таки после пандемии уже нарастала инфляция, которая потом в Молдове подскочила до невиданных высот. Цены в прошлом году были очень даже неплохие.
По данным В.Ионицэ, в 2021 году было произведено 876 тыс. тонн всех видов фруктов.
В прошлом, 2023 году Молдова произвела 762 тыс. Вроде меньше, но цены были выше, примерно на 27%.
Цифры требуют бережного отношения, нельзя их использовать огульно. Почему, при всех достижениях, озвученных правительством, сельхозпроизводители очень часто не могут продать свою продукцию или отдают её ниже себестоимости.
Почему так плохо продаются яблоки, почему в прошлом году гнили сливы, а в начале нынешнего сезона фермеры продавали клубнику по 20 леев, когда на рынках и в магазинах она стоила в 2-3 раза дороже. О зерновых просто промолчим… Это отдельная, и очень больная тема.
Комментариев нет