Новое решение Комитета министров Совета Европы повторяет обращенный к властям Республики Молдова призыв «безотлагательно» пересмотреть положения аудиовизуального законодательства, которое вернуло осенью 2021 года общественные средства массовой информации под контроль парламента.
Согласно опубликованному решению, Комитет министров «повторил свой призыв к властям безотлагательно разработать поправки к Кодексу аудиовизуальных медиауслуг, чтобы обеспечить четкие гарантии реальной независимости Аудиовизуального совета и несменяемости его членов, а также исключить возможный политический контроль над Телерадио-Молдова.
Кроме того, Комитет настаивает на необходимости вовлечения гражданского общества в этот процесс с учетом соответствующих стандартов Совета Европы и Евросоюза, а также рекомендаций экспертов Совета Европы.
Это решение является частью более длительного процесса, в рамках которого Совет Европы осуществляет надзор за властями Кишинева в рамках решения ЕСПЧ, которое окончательно не выполнено Республикой Молдова. Это решение по делу Маноле против Молдовы, вынесенное в 2009 году, когда ЕСПЧ признал государство виновным в нарушении права на свободу выражения мнения, гарантированного статьей 10 Конвенции.
Затем суд установил, что законы, действовавшие в период с 2001 по 2006 год, не давали достаточных гарантий для предотвращения вмешательства в редакционную политику провайдера общественного телевидения, осуществляемого политическими силами в правительстве через высшее руководство компании «Телерадио-Молдова».
За прошедшие годы выявленные проблемы так и не были устранены в полной мере, и осенью 2021 года депутаты выдвинули два проекта по внесению изменений в Кодекс аудиовизуальных медиауслуг. Первый позволяет любому парламентскому большинству отзывать членов АС, определяя тем самым политическую подчиненность органа власти, а второй возвращает в национальное законодательство механизмы, предполагающие прямое участие Парламента в назначении и отзыве (на основании по неясным основаниям) органами управления и надзора ТРМ.
В июне 2022 года рассмотрение исполнения решения перешло в расширенную процедуру.
Комментариев нет