Ровно 16 лет назад, рано утром, 11 сентября 2009 года Владимир Воронин, собственноручно подписал указ о сложении с себя полномочий Президента Республики Молдова. Покинул свой рабочий кабинет на третьем этаже президентского дворца в который больше не вернулся.
Должность ради должности, как и власть ради власти Воронина никогда не интересовали. Он всегда понимал, что должность, как бы громко она ни называлась, не делает человека кем-то другим, не наделяет его дополнительными исключительными качествами.
А власть была для него всего лишь инструментом реализации позитивных изменений в обществе, государственного строительства, укрепления суверенитета и независимости страны.
Владимир Воронин стал первым и последним президентом Республики Молдова, для которого единственным политическим кредо было строгое следование Основному Закону, Конституции. За восемь лет пребывания у власти, в том числе – располагая конституционным большинством в парламенте, в текст Основного закона были внесены лишь дополнения, касавшиеся функционирования Гагаузской автономии. И все потому, что всегда считал себя слугой Конституции, а не Конституцию – служанкой власти.
Может потому и добивался непревзойденных до сих пор ни одной из властей результатов – в экономическом развитии, в достижении социальных завоеваний, в образовании, медицине, науке, культуре, в укреплении идеологического фундамента Молдавского Государства.
Цифры, свидетельствующие о динамичном росте зарплат и пенсий, капитальных государственных инвестиций, ассигнований на гуманитарные сферы, безусловно, важны, поскольку по сегодняшний день беспрпецедентны.
Но куда важнее тот факт, что и сегодня 16 лет спустя, восьмилетний мандат Президента, связанный с именем Владимира Воронина, граждане Молдовы считают самым лучшим периодом в новейшей истории страны.
С тех пор в Молдове сменилось множество формальных и самозваных правителей. И с каждым из них ассоциируется исключительно правовой беспредел, который в итоге приводил к узурпации власти, и – как прямое следствие – к ухудшению жизни, бегству людей за границу, разрушению государства.
К слову говоря, все они довольно плохо кончили. Кто-то отсидел, кто-то сбежал, чтобы вернуться в наручниках. А кому-то это вскоре предстоит.
Но его пример другим не наука.
Почему-то каждая новая власть, пытаясь копировать стиль и методы управления Воронина: жесткий, возможно, авторитарный, но базирующийся на строгой правовой основе, и потому эффективный, пренебрегал тем, чем Воронин никогда не смог бы пренебречь – абсолютной законностью своих действий.
Из этого можно сделать простой вывод: результат обеспечивает сильная личность, уважающая правовые нормы государства и беспрекословно следующая им.
Беспредел, правовой нигилизм порождает только диктатуру, социальную депрессию, общую деградацию.
Эта самоубийственная практика продолжается по сегодняшний день. Любой закон, который не устраивает режим, переписывался за ночь. Если политиканам, захватившим государство, мешает Конституция, продажные судьи по звонку принимаются вольно трактовать, а то и переиначивать текст Основного закона.
В итоге Молдова пришла к той плачевной ситуации, в которой находится сегодня. Это – уже очевидная грань исчезновения. Утрата доверия к государству со стороны граждан носит массовый и беспрецедентный характер.
Надгробным памятником полутора десятилетий систематических беззаконий стала обескровленная, ограбленная, разваливающаяся, гибнущая Молдова.
И происходит это вовсе не потому, что Владимир Воронин добровольно ушел с президентской должности, как того требовал закон. Это происходит потому, что пришедшие за ним избирались и жили не по закону.
И все, кто сегодня возмущается тем, во что превратилась страна за последнее 16 лет, должны четко понимать, что у неконституционных властей не может быть ни законных методов управления, ни созидательных целей, ни государственного мышления. На то они и неконституционные.
Это – системная проблема, в которой личные качества очередных правителей хоть и важны, но не являются определяющими.
16 лет страна живет в обстановке беззакония, и значит – беспредела и хаоса. Как зовут очередного мародера, который наживается на страданиях людей не столь уж и принципиально. Пока страна будет развиваться не по Конституции, каждый следующий начальник непременно окажется таким же мародером.
И глядя сегодня, какими подлыми и грязными методами пользуется режим, чтобы удержаться у власти, сути и ответственности которой не понимает, отдаешь себе отчет в прагматичном величие поступка Воронина 16-летней давности.
До тех пор, пока мы не вернем Молдову в конституционное поле, здесь будет исключительно гуляй-поле, по которому рыщут шайки, которые отчего-то называют себя «политическими партиями». Без перспективы, без будущего.
И если уж говорить о том, кто мог бы это сделать, следует вспомнить события 16-летней давности, когда, взвесив на весах Закон и Власть, Владимир Воронин выбрал Закон.
Центральный Комитет Партии Коммунистов Республики Молдова
11 сентября 2025 года
Комментариев нет