«Оамень бунь» готовы погубить главную водную артерию Молдовы.

Работающие на реке Днестр украинские гидроэлектростанции ведут к разрушению водной экосистемы и уничтожению реки. Тревогу по этому поводу давно бьют экологи, но серьёзность ситуации наконец прочувствовали и рядовые граждане. Перспектива открыть водопроводный краник, а в ответ получить лишь шипение пугает не на шутку.

Не пугается лишь новое руководство Министерства окружающей среды — из «пасюков», разумеется. Деятелей этого политформирования, дорвавшихся до власти, в силу их тупости и некомпетентности ничто не пугает. Кроме немилости их вождя Майи Санду.

Последняя же, как известно, не на шутку задружилась со своим украинским коллегой Владимиром Зеленским, якшаясь с ним то в Батуми на заседании Ассоциированного трио, то в столице Украины на «Крымской платформе». Киевскому клоуну не слишком понравились претензии молдавской общественности к Новоднестровской ГЭС — одному из самых крупных в Европе и в мире гидроэнергетических комплексов, построенных на не самой большой реке, — и он попросил подружку «повлиять».

В результате появилась официальная информационная записка Министерства окружающей среды — невнятная по форме и лживая по содержанию — о том, что утверждения об обмелении Днестра по вине украинского гидроэнергетического комплекса являются «научно не обоснованными». Появившиеся в СМИ сообщения об обмелении Днестра из-за новых украинских ГЭС названы «спекуляциями», а уровень воды в реке — соответствующим нормам. Там же отмечается, что «переговоры с Украиной идут в конструктивных рамках».

Позвольте не поверить брехунам из министерства, а верить собственным глазам. Отдыхая в августе в Вадул-луй-Водэ (после запуска 4-й турбины Новоднестровской ГЭС) автор этих строк наблюдал отход днестровской воды от берега сначала на 2–2,5 метра, а затем еще на 3–3,5 метра. Так что не надо лохматить бабушку.

И какие это, позвольте узнать, «конструктивные переговоры»? Известно, что первый свой официальный визит в ранге президента Майя Санду совершила в Киев. Но там даже не упоминала о проблеме главной водной артерии Молдовы. В Батуми и на «Крымской платформе» тоже молчала, будто воды в рот набрала. Днестровской, гидроэлектростанцией испорченной.

Ситуацией на Днестре озабочены парламентарии от Блока коммунистов и социалистов. Если украинцы запустят еще три турбины, что предусмотрено планом строительства, то, по словам депутата Елены Боднаренко, Молдова останется без воды. Но так называемому президенту Молдовы с румынским паспортом и дела мало. Ее задача — брать кредиты, всех вакцинировать и гавкать на Россию.

Хотелось бы рекомендовать Министерству окружающей среды и лично г-же Юлиане Кантаржиу, прежде чем писать обеляющие цидули по украинскому заказу, ознакомиться с выводами ученых. В рамках трансграничного проекта Hidroeconex они подготовили исследование «Мониторинг рек Днестр и Прут и индикаторы воздействия гидроэнергетических сооружений на функционирование трансграничных вод¬ных экосистем».

Свой вклад в работу внесли сотрудники Института зоологии Академии наук Молдовы, университета Dunarea de Jos из румынского города Галац, а также Института экологии морей и Национального гидрометеорологического центра Черного и Азовского морей (Украина).

«Из-за того, что вода стоит дешевле электроэнергии, сейчас никто не думает о реке — все стремятся вырабатывать как можно больше и как можно дешевле электроэнергию. При этом говорят о том, что нет угрозы экологии, так как ГЭС не вырабатывает твердые отходы и токсичные вещества.

Но они разрушают реку. В последнее время Днестр обмелел, создается угроза обеспечению водой. Уже сейчас в Наславче поток воды составляет менее 100 кубометров в секунду при норме в 200–240», — сообщила доктор хабилитат биологических наук, профессор Института зоологии Елена Зубкова.

Самый известный в стране эколог, руководитель Международной ассоциации хранителей Днестра Eco-Tiras, доктор биологических наук Илья Тромбицкий предупреждает: «Днестр на территории Молдовы превратится в застоявшееся болото, а Кишинев и другие населенные пункты вообще могут остаться без питьевой воды. Также начнется активное умирание дельты Днестра, которая находится под международной охраной в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях».

Но если PAS-овским недоучкам мнение специалистов не указка, то довожу до их сведения слова моих знакомых, живущих на днестровских берегах.

«Очень много значит для климата Молдовы то, какой температуры вода в Днестре. Украинцы сбрасывают холодную воду — около 9 градусов. Поэтому климат начал меняться… Лето стало более засушливым, упал на 10 метров уровень подземных вод, по колодцам видно. Не только исчезают некоторые виды рыб — изменился состав растений. Кругом сплошь степные травы. Раньше вдоль речек собирали для кроликов мать-и-мачеху. Сейчас эта трава у нас не растет. Совсем», — сетует приятель из села Унгурь Окницкого района.

«Это лето была богато дождями, но Днестр не дышал. Прибрежные зоны в районах сел Строешть, Ержова, Сэрэцей превратились в болото, толщина ила достигает 50–70см. Папоротник, камыш и другие болотные растения разрослись катастрофично», — это уже жалуется житель Левобережья.

Оттуда же сообщают: в районе села Жура этим летом не было лебедей, потому что исчез корм для них; хищные виды рыб уходят на глубокую воду к середине реки, на мели их нет, судака, щуки вообще не осталось. Цапли стало в два раза меньше.

Какие еще подтверждения грядущей экологической катастрофы нужны нынешней власти, чтобы взяться за ум?

Специально для ее представителей на доступном им языке объясняю, в чем опасность ввода очередных турбин Новоднестровской ГЭС. Днестровскую воду накапливают в водохранилище, а потом отбирают у воды энергию, пропуская через турбины. Если раньше воду накапливали для трех турбин, а остальное текло мимо, сохраняя водный баланс и энергию реки, то сейчас весь потенциал реки перекроют, направив на 8 турбин. После турбин вода уже вяло течет, и поэтому она успевает больше впитываться в почву. Также из-за обмеления и слабого потока она сильнее прогревается на солнце и как следствие — быстрее испаряется. И чем дальше от плотины, тем воды в реке становится меньше. Как-то так.

Но ведомство Юлианы Кантаржиу твердит с тупым упорством токующего глухаря: опасности нет, возникновение грязевых отмелей и покрытых растительностью островов на Днестре является «сезонным явлением, характерным для конца лета — начала осени». Вот убьют реку, тогда приходите.

Евгений ТАМАНЦЕВ
comunist.md