Мы учимся выживать в новой реальности с учётом ранее допущенных ошибок.
Вспомним, как вроде совсем недавно ждали мы прихода года с красивым начертанием «2020». Казалось, что всё должно измениться к лучшему, но что-то пошло не так. Точнее, вообще не так, как мы предполагали и планировали. Очень хотелось этот год перезагрузить, как испорченную вирусом версию, но мы не умеем управлять временем, и с какой-то стороны это даже хорошо. Сейчас мы с нетерпением ждём, что этот год уйдёт, но прекрасно понимаем, что вместе с ним наши проблемы не улетучатся.
Феномен ковида
COVID-19 безо всяких революций и реформ умудрился сделать так, что богатые стали еще богаче, а бедные еще беднее. Точнее, очень богатые стали немыслимо богатыми, а все остальные разорились или обнищали. Феномен ковида, по всей вероятности, будет изучаться нашими потомками, а мы пока ищем пути спасения и подсчитываем ущерб. По всему миру работу потеряли миллионы людей, без средств к существованию остались десятки тысяч граждан Молдовы. Теряют свой бизнес владельцы ресторанов, гостиниц, туристических агентств, салонов красоты, свой личный ущерб понесли простые торговцы. По подсчетам экспертов, пандемия и последовавший за ней экономический кризис может обойтись Молдове в более чем 40 миллиардов леев.
И, что самое печальное, мы не можем знать, когда все это безобразие, связанное с пандемией, наконец, закончится. Мы вообще не можем планировать свою жизнь.
Разрушители газонов
Еще одна напасть на Молдову — очередная засуха, принесшая фермерским хозяйствам колоссальные убытки. Впрочем, потери несли и обычные крестьяне, которым, кстати, ущерб никто не компенсирует. Но год уходящий запомнится не засухой, она у нас не первая и, увы, не последняя. Запомнится тем, как фермеров глубоко втянули в грязные политические игры.
Мы помним, как 11 августа в 10 районах Молдовы сельхозпроизводители вышли с техникой на трассы в знак протеста против бездействия правительства во время кризиса в сельском хозяйстве. Они направили властям ряд требований, в частности, компенсировать понесенные ими убытки в размере не менее 3 тысяч леев за гектар пострадавшего урожая, а не чуть более 1000 леев, как предложило правительство. В итоге, чтобы не нагнетать ситуацию, кабмин пошел на частичные уступки и выделил аграриям 300 миллионов леев на покрытие ущерба, кстати, не забываем, что это деньги налогоплательщиков. Понятно, что в этих забастовках цветами радуги сияла политическая составляющая с гордым профилем кандидата на пост президента Майи Санду.
И вот вожделенный «президент» уже избран, а аграрии продолжают бастовать. Сотни единиц далеко не дешевой техники выведены на центральную площадь страны. Все их условия практически выполнены, но так называемые фермеры начинают выдвигать политические требования — и делают это по-хамски. Так, 22 декабря один из протестующих аграриев заехал на тракторе в сквер Кафедрального собора и оставил глубокую борозду на газоне рядом с новогодней елкой. Таким образом, «героем года» стал местный советник села Кэрпинены Хынчештского района, ярый сторонник Майи Санду Серджиу Диминец, которому, как оказалось, было скучно. Пусть тогда после инаугурации нового главы государства пашет клумбы у президентского дворца. Простому люду за забором такое уродство не видно будет. Однако фермеры начали нам угрожать, один из организаторов протеста заявил, что это «первая борозда», которую они сделали, и в том случае, если их требования не будут выполнены, они продолжат аналогичные действия. Конечно, не стоит из-за сотни невеж обижаться на всех земледельцев, но репутация подмочена у всей отрасли.
Охота за ноутбуками
Свою порцию испытаний получило и молдавское образование. Надо признаться, что к переходу на онлайн-обучение мы не были готовы. Совсем. Учебные программы посыпались, ведь платформа дистанционного обучения относится к элементу поведения во время ЧП. Тут недостаточно просто поменять менталитет, должна быть и достаточная материальная база всех участников процесса. Директора и педагоги еще на начальном этапе карантина много думали над тем, как связываться с учащимися. Они столкнулись с тем, что у детей дома нет Интернета и компьютеров, в частности это касается сельской местности. Впрочем, у многих учителей тоже. Родители, в том числе и потерявшие работу, были вынуждены покупать в кредит необходимую для учебного процесса технику, которая резко выросла в цене. За недорогими ноутбуками велась настоящая охота, которая в некоторой степени продолжается до сих пор.
Мы еще раз осознали, что у нас катастрофически не хватает педагогов и что к процессу обучения на расстоянии нужно готовить как учеников, так и учителей. И по времени, и по усилиям это серьезная задача. Самый сложный шаг на этом пути — выработать методику, как наиболее эффективно применить программы в преподавании. К тому же у нас крайне мало специалистов, которые в совершенстве владеют и методиками преподавания, и компьютерными технологиями.
Диагнозы на выживание
Но самый мощный и беспощадный удар пандемия нанесла по нашему здравоохранению. Мы должны были рассматривать ту нишу, в которую должен был вписаться COVID-19. В системе каждой страны должен присутствовать компонент, отвечающий за болезни, которые провоцируются вирусами и инфекциями. Врачи, а в первую очередь вся система здравоохранения, всегда должны быть готовы к тому, что может возникнуть чрезвычайная ситуация. Еще в 2003 году, когда появилась такой диагноз, как атипичная пневмония, ВОЗ разработала план действий в подобных ситуациях для каждой страны. Так что Молдова, по сути, должна была быть ко всему готова. И когда год назад Китай объявил о появлении нового вируса, все эти планы нужно было поднять и активировать, но они почему-то находились в зачаточном состоянии. Да, сейчас нам легче, мы уже подготовились к обороне. Молдавские врачи провели колоссальную работу по созданию новых методик диагностики и лечения новой болезни, но они не справятся, если поток тяжело больных увеличится. Просто на всех не хватит врачей.
Однако в борьбе с коронавирусом мы упустили тот факт, что ранее существовавшие болезни тоже никуда не делись. И среди них весьма серьезные диагнозы, которые, если их запустить, могут привести к летальному исходу. Многие врачи об этом говорили, и мы еще не посчитали тех пациентов, которые погибли из-за того, что врачебная помощь в государственных учреждениях была недоступна, а на частные клиники у больных не было денег.
* * *
Мы учимся выживать в новой реальности и с учетом ранее допущенных ошибок. Очень хочется верить, что мы не будем портить газоны и плевать друг другу в души. Не будем становиться кровными врагами из-за политических разногласий. Персонажи политической арены постоянно меняются, а мы остаемся. И если мы станем хоть немного добрее и терпимее друг к другу, то и время в образе 2021 года будет к нам милосерднее.
ВИКТОР ЧЕРНОБРОВКИН
comunist.md
Комментариев нет