Георгий Димитров — болгарский революционер, государственный, политический и партийный деятель. Руководитель болгарского и международного коммунистического движения.

Георгий Михайлович Димитров родился 18 июня 1882-го гожа в селе Ковачевци, ныне Перникская область в Болгарии.  Сын беженцев из Пиринской Македонии Димитра Тренчева и Парашкевы Досевой, которая являлась протестантской верующей.

Отвергнув набожность и консерватизм своей семьи, Георгий вступил во взрослую жизнь в качестве печатника в тот период, когда рабочий класс Болгарии активно развивался. Полиграфию можно называть одной из наиболее политически ориентированных отраслей профессиональной деятельности того времени, что очевидно способствовало политической адаптации Димитрова в духе левых взглядов.

В этой среде Димитров однозначно отдавал предпочтение профсоюзному движению и левым силам, вступив в Болгарскую рабочую социал-демократическую партию (БРСДП) в 1902-м году. Георгий Димитров от рождения и по воспитанию в семье был наделён ораторским даром и способностью находить общий язык с обычными людьми. Надо отметить, что большинство членов партии, в которой преобладали интеллектуалы, были лишены таких способностей, благодаря чему Георгий выгодно отличался от своих товарищей.

В 1903-м году вошёл во фракцию «тесных социалистов». Летом 1906 года являлся одним из руководителей Перникской стачки. С 1909 года — член ЦК БРСД, которая в 1919 году была преобразована в Болгарскую коммунистическую партию (БКП). В 1909—1923 годах — секретарь Общего рабочего профсоюза, организатор забастовок.

В 1913 году его политическая карьера пошла вверх: он был избран в парламент в качестве члена БРСДП. Оппозиция Димитрова сначала Балканским войнам, а затем Первой мировой войне укрепила его репутацию радикала, как и его ранняя поддержка Великой Октябрьской социалистической революции 1917-го года, вскоре после которой он вступил в Коммунистическую партию Болгарии.

В 1913—1923 годах — депутат Болгарского парламента. В 1921 году участвовал в работе III конгресса Коминтерна и в том же году был избран членом Центрального совета Профинтерна. В сентябре 1923 года являлся одиним из руководителей вооруженного восстания против правительства Цанкова в Болгарии. После провала попытки захвата власти бежал вместе с В. Коларовым и другими агентами Коминтерна в Югославию, затем жил в СССР. За участие в вооруженном мятеже был заочно приговорён к смертной казни.

После неудавшегося коммунистического восстания 1923-го года Георгий Димитров оказался в изгнании, пытаясь на чужбине контролировать болгарское коммунистическое движение м руководить им. Кроме того, он занимался, и достаточно эффективно, пропагандистской деятельностью.

Осенью 1929 года переехал в Германию. Проживал в Берлине инкогнито. Активно участвовал в деятельности Коминтерна, вёл коммунистическую пропаганду.

Димитров стал известен миру в 1933 году, он был арестован в Берлине по обвинению в участии в поджоге Рейхстага. Судебный процесс, на котором обвинялся Димитров и его товарищи, должен был стать публичной атакой на «красный заговор», чтобы узаконить чрезвычайный захват власти нацистами. Произнеся на суде резонансную речь и доказав своё алиби, Димитров был оправдан, но вовсе не вышел из-под наблюдения германских властей. Несмотря на то, что правительство Царской Болгарии отреклось от коммуниста Димитрова, благодаря заступничеству со стороны СССР Димитров и его сподвижники были эвакуированы в Москву. Огромный авторитет, который Георгий Димитров приобрёл в результате судебного процесса в Лейпциге, поспособствовал тому, что Сталин пролоббировал назначение Димитрова главой Коммунистического интернационала.

Находясь во главе Коминтерна Димитров продвигал идею создания народного фронта всех антифашистов против растущей нацистской угрозы. Эта идея получила широкую поддержку во всём мире, хотя до реализации дело так и не дошло.

«Империалистические круги пытаются переложить всю тяжесть кризиса на плечи трудящихся. Для этого им нужен фашизм. Они стараются разрешить проблему рынков за счет порабощения слабых народов, увеличения колониального гнета и нового передела мира путем войны. Для этого им нужен фашизм. Они стремятся опередить нарастание сил революции путём разгрома революционного движения рабочих и крестьян, военного нападения на Советский союз – оплот мирового пролетариата. Для этого им нужен фашизм».

По прошествии многих лет можно отметить прозорливость болгарского коммунистического лидера. Сегодня фашизм опять поднимает голову. Мы, граждане Молдовы, ощущаем это возрождение на себе.

Фашизм, как политическое явление, особенно интересовал Димитрова. Широко известно его определение:

«Фашизм – это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала».

Во время Великой Отечественной войны Димитров и его аппарат вели эффективную пропаганду против нацизма, выпустив сотни листовок на 11 языках и направляя ежедневные антифашистские радиопередачи в разные страны мира, включая державы Оси. По мере того как Красная армия давала отпор гитлеровским вооруженным силам, а связи с западными союзниками укреплялись, Димитров всё больше чувствовал, что становится «политически устаревшим». В 1943 году он безропотно принял роспуск Коминтерна и перешёл на партийную работу в отдел международной политики ЦК ВКП(б).

Когда война закончилась, Димитров вернулся в Болгарию, чтобы руководить интеграцией страны в Советский блок. К тому времени он был больным, хотя все ещё энергичным человеком.

В апреле 1949 года Димитров приехал в Москву на лечение. Он страдал от цирроза печени, сахарного диабета, хронического простатита. Уже через две недели после приезда состояние здоровья Димитрова резко ухудшилось. 2 июля 1949 года Георгий Димитров умер в Барвихе под Москвой, где он проходил лечение. Видные советские врачи диагностировали сердечную недостаточность II степени.

Димитрова называли «болгарским Лениным» и вождём болгарского народа. После смерти ему был построен мавзолей в Софии наподобие ленинского мавзолея в Москве.

В 1990-м году, партия БСП (бывшая Болгарская коммунистическая партия) по просьбе родственников (согласно официальной версии) приняла решение о перезахоронении тела. После кремации прах Георгия Димитрова был захоронен на Центральном кладбище Софии в могиле его матери. Мавзолей Димитрова было решено демонтировать.  Символично, что здание это в центре Софии было взорвано лишь с пятой попытки. 21 августа в результате двух взрывов мавзолей разрушился не целиком и его разбирали еще в течение нескольких дней.

Впрочем, отношение к памятникам открытых террористических диктатур по всему миру общеизвестно. Вспомним хотя бы эпопею с памятником «Алеше» в той же Болгарии, который с огромным трудом удалось отстоять местным жителям перед действующей властью.

Отметим, что можно сколько угодно воевать с памятниками и противодействовать историческому процессу, только есть еще и память народа, народная любовь, здравый смысл и историческая правда. А народ, вдохнувший воздух свободы, победить нельзя. И забыть борцов за свободу людей, каковым навсегда останется в памяти человечества Георгий Михайлович Димитров, невозможно.

Помним, чтим, гордимся!

Сергей Иванов

Пресс-служба ЦК ПКРМ

18 июня 2024 года