Пока хранится эта память, на планете будет мир.
27 апреля 2022 года Николай Кузьмич Панов отметил свой 85-й день рождения. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего лишь 4 года. В пять лет его вместе с семьей угнали на принудительные работы в Германию.
«Угнали нашу семью из-под Харькова. В Германии мы жили в бараках по соседству с лагерем военнопленных. Кормили нас той же баландой, что и заключенных концлагеря.
Как вы понимаете, я был еще маленьким, и помню те события в соответствии с памятью того моего возраста. Помню, рядом была учебная база гитлерюгенда. Запомнилась она потому, что мы прятались от американских бомбежек в щелях-укрытиях, выкопанных молодыми нацистами на своих учениях. Бомбили же очень сильно, иногда складывалось впечатление, что непрерывно. Буквально запекся в памяти этот ужас авианалетов.
Освобождали нас американцы, та часть Германии была их зоной ответственности. Слава Богу, мы выжили в том кошмаре, но детство мое осталось без детства. В 1945 году семья вернулась на родину, в Харьковскую область.
В противовес тому, что принято говорить о возвратившихся из плена наших гражданах, об ущемлении их в правах, мне и моей семье не пришлось ощутить на себе ничего подобного. Конечно, соответствующие проверки были, но власти все же относились к родителям как к пострадавшим от захватчиков. Угнанных в германское рабство были миллионы людей, многие погибли там, и бредом являются попытки представить всех их предателями Родины. Тут, скорее, нам навязывают мнение те, кто уже сегодня пытается переписать историю.
Я, например, закончил школу, техникум, Одесский гидрометеорологический институт. Работал сначала в Томской области, потом перевелся в Молдавию. Работал в Министерстве мелиорации и водного хозяйства, был главным инженером, главным инспектором. Серьезно занимался водоснабжением и водными ресурсами республики. Такое отношение к гражданам Советского Союза, попавшим не по своей воле в плен, ничего общего не имеет с легендами о преследованиях, распространяемыми современными врагами народа, потомками тех захватчиков и оккупантов времен Великой Отечественной. Судя по тому, как они относятся к символам Победы, к памяти павших и воинам-освободителям, по-другому называть их язык не поворачивается».
В разговоре выяснилось, что мои родители, окончившие тот же вуз, были хорошо знакомы с Николаем Кузьмичом. Более того, моя мама работала с ним в Министерстве мелиорации. Вот уж, действительно, мир тесен.
Кстати, мама моя, Елена Алексеевна, тоже была ребенком войны. В 1941 году ей исполнилось пять лет. Когда я просил ее рассказать о войне, она тоже говорила, что мало что помнит: маленькой была, а память в том возрасте сохраняет только самые яркие события. Одно из таких событий относится к июлю 1941 года. Бабушка, как и многие женщины Одессы, работали на оборудовании противотанковых рвов вокруг города. Одесса готовилась к обороне. Детей, поскольку оставлять в городе их было негде и не с кем, матери брали с собой на работы. Обычно кто-нибудь из матерей присматривал за «детским садом», пока остальные занимались укреплением оборонных позиций. Часто случались налеты вражеской авиации, во время которых детишек прятали в специально оборудованных укрытиях (щелях-окопах). Гораздо сложнее было укрывать ребятишек по дороге из города и обратно в город. Матери детям привязывали на голову подушки, чтобы уберечь от осколков при налетах. Мама говорила, что практически ничего не видела кроме пыльной дороги под ногами, а когда появлялись самолеты, бабушка прикрывала ее собой.
«Больше всего в войну страдают именно дети. Потому для нас святым праздником является День Победы, — говорит Николай Кузьмич Панов. — День Победы, его символы, такие, например, как георгиевская лента, Знамя Победы — это и дань памяти солдатам, победившим фашистскую нечисть, и залог того, чтобы никогда не повторялись ужасы войны. Чтобы больше не было детей без детства. И только пока мы храним эту память, на планете будет мир».
Сергей Иванов
comunist.md
Комментариев нет