Вся полнота власти, вот уже четыре года принадлежит ПАС. Абсолютное парламентское большинство, правительство, президент. На заре существования, и особенно в избирательный период 2021, эта политическая сила, олицетворяемая Майей Санду, представлялась многим как прогрессивный проект, способный обеспечить качественный прорыв Республики Молдова прямиком в безбедное, благодатное европейское будущее. После периода олигархической диктатуры Плахотнюка, после пандемического кризиса, после провала коалиции Додона-Шора эта партия многим казалась глотком свежего воздуха.

Политической силой нового типа, укомплектованной отращиваниями бескомпромиссными людьми, искренне желающими покончить с коррупционной историей РМ, реформировать юстицию, придать новый импульс молдавской экономике при помощи глубоких знаний, полученных в западных университетах.

Однако, уже вскоре после триумфальных для ПАС выборов 2021 года, едва не завершившихся получением этой партией конституционного большинства, стало понятно, что абсолютная власть и развратила абсолютно.

Любая попытка оппозиции, представляющей на тот момент как минимум 40 процентов общества, предложить к обсуждению тот или иной законопроект, завершалась полным неприятием большинства.

За 4 года лишь два (!) проекта, поступившие из рядов оппозиции, от Блока коммунистов и социалистов удостоились поддержки большинством. Та же судьба постигла предложения о парламентских слушаниях по самым животрепещущим вопросам. Это было крайне далеко от обещаний придерживаться лучших европейских практик транспарентности и демократии.

«Отменив» оппозицию, обвинив ее огульно в симпатиях к «агрессору», ПАС свернула общественный диалог, сконцентрировавшись исключительно на своем ядерном электорате. Именно отсюда полное отсутствие контактов с Приднестровьем на уровне первых лиц, именно отсюда попытки поразить в законных правах Гагаузскую автономию, отсюда редкие и очень осторожные выезды высшего руководства в районы страны, отсюда угрозы Майи Санду лишить финансирования те населенные пункты, где не поддерживают пасовский вариант евроинтеграции.

Закрытие политического пространства и преследование оппозиции

ПАС не просто «отменила» оппозицию — она сделала из нее врага народа. Под разными надуманными предлогами, включая «электоральную коррупцию», власти наложили штрафы на десятки политиков и общественных активистов оппозиционных сил, общая сумма которых превышает 10 миллионов леев. Это систематическая попытка парализовать политическую конкуренцию и загнать в подполье тех, кто выражает альтернативную точку зрения.

Важный показатель деградации демократии — закрытие 15 телеканалов, десятки независимых СМИ с критической позицией по отношению к власти. Решения принимались во внесудебном порядке, решениями Комиссии по чрезвычайным ситуациям, а после отмены режима ЧП, которое продлевалось 11 раз, неугодные СМИ закрывало … агентство по привлечению инвестиций. Часто это происходило с абсурдными формулировками типа «за пропаганду войны через умалчивание о войне».

В сегодняшней Молдове сразу несколько структур, уполномоченных осуществлять цензуру и без решений судов и объяснения причин закрывать и блокировать работу СМИ. Это Координационный совет по теле-радио, Центр стратегической коммуникации, Служба информации и безопасности (СИБ). Полномочия спецслужбы были значительно расширены. Появились возможности для бесконтрольной слежки, в том числе — в жилых, то есть неприкосновенных помещениях, прослушивания телефонов. Что и используется для подавления активности оппонентов режима.

Беспрецедентный случай: деятельность одной из парламентских партий (Шор) была признана антиконституционной. Но затем была предпринята попытка поразить в конституционных правах абсолютно всех ее активистов, речь идет о десятках тысяч людей, которым запретили участвовать в выборах всех уровней в качестве кандидатов. Это была абсурдная постановка вопроса, поскольку разрушала связку неотделимых друг от друга конституционных прав — избирать и быть избранным.

Против многих оппозиционных политиков и гражданских активистов либо введены санкции, либо возбуждаемы уголовные дела, либо и то, и другое одновременно.

У оппозиции нет доступа на Общественную телерадиокомпанию, финансируемую за счет денег всех налогоплательщиков, а не только электората PAS.

Монополизированная режимом Центральная Избирательная Комиссия несколько раз отменяла результаты выборов, когда они не устраивали власть. Дурной пример в последствии был востребован на президентских выборах в  Румынии и вскоре может стать общепринятой европейской практикой.

Сегодня работа ЦИК опирается не столько на Избирательный кодекс, сколько на внутренние подзаконные циркуляры и инструкции. По одной из них Центральная избирательная комиссия может снять с выборов любого участника гонки на основе исключительно собственных подозрений, которые не обязательно доказывать.

Все это свидетельствует о переходе от демократии, у которой в Молдове пусть и неидеальная, но вполне убедительная история  к автократии и диктатуре.

Свобода слова, политический плюрализм,  общественный диалог в стране фактически подавлены.

Разрушение экономики и рост цен — реальный счет власти

Экономика Молдовы, вместо ожидаемого роста и прорыва, увязла в кризисе. После отказа от дешевого российского газа в конце 2022 года цены на энергоносители взлетели на 50% и выше, а тарифы на электроэнергию подскочили на 20-25%. Это бьёт по карману каждого молдаванина, особенно пенсионеров и бюджетников.

Высокие цены на энергоресурсы обессмысливают экономическую деятельность.

Экспорт сельхозпродукции, традиционно опора экономики, сократился на 25-30% из-за разрыва торговых связей с Россией — основным рынком сбыта. Результат: падение доходов фермеров, сокращение рабочих мест и рост социальной напряженности в регионах.

Массовый характер приобрела вырубка садов и виноградников.

Ситуация усугубляется гигантским оттоком трудоспособного, экономически активного населения. За четыре года Молдову покинуло порядка четверти миллиона человек. Что наносит смертельный удар по социальной системе. Баланс работающих и неработающих стремительно приближается к катастрофическому значению один к одному.

При этом государственный долг вырос почти вдвое — с 2,5 млрд долларов в 2020 до более 5 млрд в 2024 году. Рост долговой нагрузки сопровождается снижением экономического суверенитета, так как Молдова становится зависимой от МВФ, Всемирного банка и ЕС.

Фактически за четыре последних года сформирован иждивенческий тип экономики, при котором наполнение бюджета, социальные выплаты, инфраструктурные проекты… А также — обслуживание и выплата ранее взятых кредитов. Это порочный круг, который рано или поздно станет удавкой для будущих поколений.

Эти кредиторы теперь диктуют, какие реформы проводить, какие законы принимать и какую внешнюю политику вести.

Милитаризация и нарушение нейтралитета — цена прозападных амбиций

В Конституции Молдовы прописан нейтралитет, однако фактическая политика государства заключается в игнорировании этого основополагающего принципа с прицелом на полный отказ.

В рамочной Стратегии национальной безопасности, принятой PAS, появляется понятие военной угрозы со стороны России, но ни разу не упоминается нейтралитет!

Интересно, что сохранение нейтралитета как главной гарантии сохранения мира и обеспечения безопасности, а также восстановление добрых отношений с Россией являются двумя из трех (государственность и суверенитет) идей, скрепляющих порядка 70 процентов молдавского общества. То есть это три кита, на которых держится современное Молдавское государство. Но главной особенностью нынешнего режима является опора на мнение абсолютного  меньшинства и — соотвественно — игнорирование мнения абсолютного большинства.

Из рамочной  Стратегии национальной безопасности начинают появляться все новые и новые законы, которые игнорируют упоминание о конституционном нейтралитете.

Один из наиболее скандальных — закон о Совете безопасности при президенте. Об этом органе, в отличие от принципа нейтралитета нет упоминания в Основном законе страны. Это консультативный орган. Но сегодня он наделяется невообразимыми функциями и способен подменить собой остальные ветви власти.

Отныне его решения обязательны к исполнению, а неподчинение грозит наказаниями. Это взламывает систему сдержек и противовесов, разрушает принцип разделения властей, а по большому счету — меняет конституционный строй. Молдова из парламентской республики превращается в авторитарное государство, в котором все процессы, включая политический и избирательный, ставятся в зависимость от мнения, взглядов и капризов одного человека, который проиграл выборы внутри страны и иногда посещает Молдову с рабочими визитами, порой успевая амнистировать убийц., садистов и насильников.

В 2024 году принят амбициозный план милитаризации до 2030 года с бюджетом более 1 миллиарда леев, направленный на закупку западного вооружения и усиление армии. По этому параметру Молдова стремится к НАТОвским стандартам.

Характерно, что недавний саммит Молдова-ЕС в Кишиневе был посвящен как раз проблемам безопасности, а обещанные главой Еврокомиссии 270 миллионов евро планируется направить на обеспечение кибер безопасности и обороноспособности.

На фоне коллапсирующей экономики и социальном недовольстве это решение выглядит не просто неразумным, а опасным.

Это не только удорожает содержание государства, но и подталкивает страну к военной конфронтации, подрывая стабильность и безопасность. Милитаризация при одновременном обострении внутренних проблем — классический рецепт дестабилизации.

Пропаганда и идеологический разворот — попытка переписать сознание

Под покровом реформ в образовании власть внедряет в учебники новую идеологию, стирая национальные традиции и историческую память.

Учебники истории безапелляционно заявляют , что 22 июня 1941 года немецкие и румынские войска пришли освободить Молдову от русского большевизма.

Преступления нацизма на оккупированной территории Бессарабии пытаются, как другим клином, выбить темой с воинских депортаций, открыто игнорируя несопоставимые масштабы и последствия

Происходит навязывание тем и терминологии, связанных с ЛГБТ и гендерными вопросами, что вызвало мощный общественный резонанс и протесты.

Заменены устоявшиеся понятия «мать» и «отец» на «родитель 1» и «родитель 2», а в школьных программах растет пропаганда евроатлантических ценностей в ущерб молдавской идентичности. Это — попытка не просто поменять учебники, а реформировать сознание молодого поколения по лекалам Запада.

Итоги: власть ПАС — не развитие, а разложение

Четыре года абсолютного контроля и власти — это не победа демократии, а её капитуляция. Вместо развития страны — репрессии оппозиции и СМИ. Вместо экономического прорыва — рост тарифов и падение экспорта. Вместо укрепления суверенитета — кредитная зависимость и милитаризация.

Вместо диалога — раскол общества и идеологическое насаждение чуждых обществу ценностей.

Общество не получило «безбедного европейского будущего», а столкнулось с новой формой олигархического правления — теперь под вывеской ПАС и Майи Санду.

enewsmd.online