Создается впечатление, что большинство крикунов о проблеме, связанной с экспортом пшеницы, составляющей государственный резерв, действуют не ради дела, а ради информационной волны. При этом, каждый из крикунов демонстрирует «радение за державу и народ», не имея представления о предмете крика.

Существуют два типа резервов: государственные и мобилизационные, при этом оба регулируются одним и тем же ЗАКОНом № 104 от 18-06-2020.

Состав и объем этих резервов частично отнесены к категории государственной тайны, за исключением, как раз ценностей, предназначенных для реализации. Это, правда, не означает, что правила, действующие в отношении этих резервов не доступны общественному контролю.

Согласно упомянутому Закону «государственные резервы – специальный фонд материальных ценностей, в основном гражданского назначения, создаваемый на складах Агентства материальных резервов… в целях оперативного вмешательства государства для защиты населения и территории, обеспечения стабильного функционирования национальной экономики…, возникновения некоторых социальных или экономических явлений…, и содействия стабильности в секторах национальной экономики при возникновении сбоев». В состав этих резервов входит и зерно, в т.ч. пшеница.

Можно ли считать результаты прошлого засушливого сельскохозяйственного года заслуживающими «оперативного вмешательства государства для защиты населения…, обеспечения стабильного функционирования национальной экономики…, от возникновения некоторых социальных или экономических явлений…», как того требует Закон? Скорее всего, да, можно. Можно было бы говорить об этом более аргументировано, если бы обществу были бы представлены данные о т.н. зерновом балансе страны.

Мы, коммунисты, требовали от Правительства предоставления данных такого баланса еще прошлой (2020 года) бесснежной зимой, как только образовались первые признаки грядущей засухи. Поскольку такого представление сделано не было, можно предположить, что и баланса, как такового подведено не было, что свидетельствует о непрофессионализме Минсельхоза и Минэкономики.

В отношении материальных ценностей, составляющих государственный резерв, в т.ч. пшеницы, Законом оговорены правила обращения с ними. Главной целью этих правил является сохранение потребительских качеств резервных позиций.

Для этого Законом предусмотрены такие параметры, как «срок хранения ценностей» и такие действия, как «освежение ценностей государственных резервов, освежение ценностей государственных резервов с разрывом во времени, одновременное освежение ценностей государственных резервов». Для этих операций предусмотрено Законом такое действие, как «выпуск ценностей из государственных резервов».

Управляет всем этим государственным резервом и действиями с ним Правительство, Министерство Внутренних Дел, а практические действия с резервом осуществляет Агентство материальных резервов, подчиненное МВД. По Закону «включенные в государственные резервы ценности составляют имущество публичной сферы государства».

Мы так много и подробно цитируем соответствующий Закон, чтобы напомнить общественности:

1. Ценности, собранные в государственный резерв, служат для поддержки населения и стабилизации экономики в период трудностей

2. Эти ценности являются публичными и обращаться с ними по Закону следует как с государственным имуществом.

3. Отвечает за все это Агентство Материальных резервов, которое не может без утвержденного МВД плана выпустить из госрезерва ни одного зерна.

4. Это Агентство имеет право осуществлять коммерческую деятельность с резервными ценностями только в определенных целях, и получение прибыли в эти цели не входит.

5. Отдельно Законом оговорено, что действия с резервными ценностями производятся по правилам закупок для государственных нужд, а реализация по ценам, согласованным с Правительством.

6. Выбор способа освежения позиций госрезерва должен быть подчинен основной задаче: резерв не должен быть сокращен ни на момент. Он должен присутствовать в установленном объеме всегда и может сокращаться только при использовании по назначению в «трудные времена». Так, кстати, Правительство коммунистов поступило после засухи 2007 года, когда частично госрезерв был использован для стабилизации цен на хлеб, что и было достигнуто.

Что же мы наблюдаем сегодня? Говорят, что зерно в стране есть. Цены на него растут, и производители не торопятся открывать закрома, ожидая еще более высокой конъюнктуры.

Поскольку зерновой баланс обществу не представлен мы не можем быть в этом уверены. Да и с точки зрения населения высокая конъюнктура на зерно неминуемо означает рост цен на хлеб.

О чем думают «суперпрофессионалы-технократического недоправительства»? Что же делают ответственные за государственные резервы? Технологически им (они так говорят) нужно произвести «освежение» резерва пшеницы. Они выбирают способ «освежение ценностей государственных резервов с разрывом во времени». Хотят продать сейчас по высокой цене. Рассчитывая на хороший урожай этого года и падение цен, они думают восполнить госрезерв на такое же количество тонн, но за меньшие деньги.

Но не зря в народе говорят, что не тот хлеб, что в поле, а тот, что на току. Хлеб – пшеница будет на току в кондициях, пригодных для хранения, дай бог, в июле. Допустим, что без хлеба мы не останемся, но угроза его подорожания ничем не купирована. Госрезерв, как инструмент влияния на цену зерна из процесса исключен. И это в условиях катастрофического падения доходов населения из-за пандемии Короно-вируса.

Что же нам демонстрирует госпожа «недопрезидент»? Она, громко топнув ножкой, требует от «недоправительства» запретить экспорт резервного зерна.

О-кей, будет немедленно исполнено, госпожа, вытянулось в струнку «недоправительство». Все сказали «А», и никто не говорит «Б» — а что же делать с зерном, если его, действительно, нужно «освежать» с целью сохранения его потребительских качеств.

А отдать его по хорошей цене пекарям, чтоб помочь им сохранить цену хоть на какие-то сорта социального хлеба, а заодно и придерживающим зерно производителям продемонстрировать, что государство умеет управлять процессами на рынке, слабо?

И здесь уже совсем не интересно, кто и как принимал решение, кто на этом рассчитывал «навариться» и сколько. Важно то, что в очередной раз власть продемонстрировала полное пренебрежения к народу, а также неумение считать хотя бы до трех.

Кто смотрел телесериал «Ликвидация», должен помнить фразу Г.К.Жукова: «Для цього трэба голову иметь, а не … ».

 

Олег Рейдман,

Секретарь ЦК ПКРМ, советник Президента Республики Молдова (2002-2009 годы)