Уже совсем скоро будем праздновать 25-ти летие, со дня принятия Парламентом страны закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» (№ 344-XIII, от 23.12.1994 г.).
Многого удалось достичь за эти годы: имеем региональный законодательный орган – Народное собрание, имеем региональное правительство – Исполнительный комитет, имеем аппарат Башкана – первого лица Автономии. Смогли добиться включения в региональный бюджет 100% налогов, что, по идее, должно было сделать региональную продукцию более конкурентоспособной на внутреннем рынке. Имеем утверждённый бюджет на 2019 год в сумме 884620500 лей. Почти миллиард. Казалось бы утверждаем, что пытаемся поддерживать местный бизнес.
И не только бизнес. Регион получает из республиканского бюджета более 11,1 млн. лей на изучение языков, истории, культуры и традиций национальных меньшинств. Ещё 5,7 млн. лей направили на Фонд спасения гагаузского языка решением Народного собрания. Должны были ощутить мощный толчок в развитии гагаузской культуры.
Вроде бы внедряются региональные программы в области социальной поддержки населения. Один, вроде бы, продвинутый экономист в Гагаузии утверждал, что народу нужно раздавать много денег и тогда они ринутся на рынок. Приобретая там товары, покупатели простимулируют местную экономику. И будет подъём. Бедный, он не знал, наверно, что рынок полон товарами, в большинстве своём, не местного производителя. Да и тем, кому мы раздаём деньги, в основном, нужны лекарства, зубы…, деньги на оплату за газ, электричество. Уже потом что-то поесть и кого-то приодеть. Вот откуда обилие аптек, стоматологий, барахолок…
Аксиома: чем больше объём социальной помощи, раздаваемой населению, тем выше налоговое бремя для производителя. Безмерный налоговый пресс уводит в тень финансы, вымывает из экономики качественный трудовой ресурс. Налоги надо не поднимать. Налоги надо снижать.
Но… в Гагаузии (Гагауз Ери) уровень доходов на 1-го жителя самый низкий по республике. Доля пожилых людей в общей численности населения не уступает республиканским показателям. В регионе самый низкий, около 12-ти, % обеспеченности канализационными системами. Отсутствуют системы очистки питьевой воды. На долю одного жителя автономии самый низкий % хороших дорог. Уровень миграции – массовый, грозящий невосполнению популяции. В больницах – сокращение штатов, в школах – запредельная доля учителей пенсионеров. Ученики – безродные, на попечении бабушек…
Гранты – с Запада, вот уже и кредиты – с Востока… Но удивительно, каким мощным финансовым региональным ресурсом обладает сама Гагаузия!
Итак:
Фонд возмещения контрибуций – 20 млн. лей
Фонд поддержки предпринимательства – 15 млн. лей
Фонд субсидирования с/х производителей – 10 млн. лей
Фонд капитальных инвестиций – 50 млн. лей
Резервный фонд Народного Собрания и Исполкома – 10 млн. лей
Специальный фонд развития Гагаузии – 0,8 млн. лей
Итого, свыше 105,8 млн. лей. И это ещё не всё!
А каково содержание социального регионального ресурса?
Фонд «Здоровое поколение» — 19,2 млн. лей
Фонд компенсаций населению за отопительный период – 12,2 млн. лей
Фонд по рождению ребёнка – 6,3 млн. лей.
Фонд поддержки новорожденных – 3 млн. лей.
Фонд социальной поддержки населения – 5 млн. лей.
Фонд приобретения жилья – 2 млн. лей.
Фонд поддержки детей – 2 млн. лей.
Индивидуальные пособия на питание некоторым категориям работников бюджетной сферы – 4,1 млн. лей.
Фонд поддержки ветеранов силовых структур – 0,736 млн. лей.
Гранты студентам Технического Университета – 0,625 млн. лей.
Стипендии студентам Гагаузии – 0,4 млн. лей.
Поддержка молодых специалистов-врачей – 0,5 млн. лей.
Ещё из республиканского бюджета на социальную защиту выделяется 11,3 млн. лей
А если ещё будем покрывать питание детей в д/садах – 11 млн. лей.
Итого будет – 78,3 млн. лей на социальные проекты. В общей сложности – это всего 184,1 млн. лей. И всем этим распоряжается региональная власть!
Разве это не электоральная мощь? Какой бизнесмен может вложить в выборы регионального лидера больше? Здесь пахнет не любовью к лидеру, а узурпацией финансовой системы Гагаузии. И докажите мне, что интересы республиканских политических партий в Гагаузии основаны на бескорыстном служении жителям Гагаузии!
Мы подобны семье, где кошельком владеет даже не жена, а подруга или друг семьи. И самое главное, местные советы и примэрии, за исключением капитальных инвестиций в 50%, и дольки от Фонда социальной поддержки населения, почти не участвуют в распределении, в утверждении бенефициариев – получателей социальной помощи.
В большинстве своём, тендера на строительные работы на объекты примэрий проводит Исполком, таким образом грубо нарушая суверенитет местных органов власти. Социальные ассистенты, Главное управление здравоохранения и весь социальный блок Башканата – без утверждения на заседаниях местных советов, примэрий, распределяет деньги социальной корзины бюджета Гагаузии. Народному собранию уготована только роль утверждения затрат при принятии Бюджета. Примэриям уготована роль наблюдателей. Скажите, а как оказывать населению качественные социальные услуги? И чем?
А ведь когда-то примэрии закупали цельное парное молоко в детсады от местного производителя-патентообладателя, а не заморские порошки от сомнительных производителей. Работали молочные кухни. Были рабочие места. Примэрии закупали молодую телятину от населения по закупочным актам, а не окорочка. А мы удивляемся, где же малый бизнес и почему уехали те, кто любил работать на своей земле.
А ведь раньше мы лечили ветеранов силовых структур в наших больницах, распределяли в примэриях путёвки в санатории. А теперь?
На заседаниях местных советов принимали решение о направлении на учёбу студента (на специальности, необходимые сообществу), с обязательным правом возврата на работу и покрытия расходов на обучение местным сообществом.
Помогали отапливать зимой тех, кто действительно в нём нуждался, а не всех подряд: и лачуги, и коттеджи. Видимо, это так, для электоральных нужд, для количества.
А ведь когда-то мы действительно субсидировали с/хоз-во и перерабатывающую с/х продукцию промышленность и продвигали торговую марку местного производителя, а не «Фуджикуры».
Мы выдавали субсидии местному молодому производителю, который мог бы сам заработать, прокормить свою семью и самому ухаживать за своими родителями. А теперь? Пытаемся строить Социальные Центры и Дома для престарелых, ибо другого выхода нет. Социальных работников на всех не хватает. Да и за социальными работниками скоро понадобиться уход. Целые сёла – преобладают старики.
Примэрии закладывают в бюджеты так называемый Резервный фонд Местного совета в объёме только 1-2 % от бюджета. Примары не имеют своего специального фонда, как депутаты Народного собрания. Это депутат может раздавать свой фонд. А чем это не прямой подкуп избирателя? Разве, социальные службы Примэрий не справились бы с распределением всей социальной помощи в Гагаузии?
Может Мы и создавали Гагаузию для сохранения самобытности этноса гагаузского народа!
Может Мы и хотели сохранить в Молдове некий оазис пользования русского языка!
Может, Мы и хотели искренне улучшить жизнь наших сограждан!
Но, убеждён; то, что мы имеет сейчас – это путь к самоуничтожению.
Без владения, прямого участия самого гагаузского народа в распределении и пользовании ресурсами, без повышения роли в управлении регионом местных советов и примэрий сёл и городов, без настоящих лидеров-патриотов, будущее Гагаузии – ничтожно!
Нужна оперативная перезагрузка всех систем власти внутри Гагаузии (Гагауз Ери).
Республика Молдова, АТО Гагаузия(Гагауз Ери), Чадыр-Лунгский р-он
Примар с. Бешгиоз Готишан Н.Г.
Автор: Готишан Николай
Источник: temiz.md
Комментариев нет