Для каких таких целей создан антикоррупционный комитет при президенте, да еще с участием иностранных экспертов, финансируемый из-за рубежа – непонятно. Как будто нет у нас Центра по борьбе с коррупцией, МВД и прочих структур.

Переходим на личности

Так кто же они, эти несгибаемые борцы с мздоимством, набранные в комитет Майей Санду?

Эта сплоченная группа товарищей, оплачиваемых иностранными деньгами? Которая, с суровостью командиров карательных отрядов, будет… анализировать «в каких сегментах молдавского общества есть проблемы с коррупцией и представит отчеты, которые будут содержать рекомендации, направленные на исправление ситуации».

Лихо. Так и хочется подсказать Джорджу Соросу: сэкономь, братец! За одну десятую зарплаты одного из комитетчиков любая бабушка в кишинёвском или бельцком дворе расскажет тебе, кто вор в Молдове. А, может, и бесплатно поведает.

«Именно для реализации подобных «задач» в далеком 2010 году глава правительства и ЛДПМ Влад Филат подписал соглашение с послом США Асифом Чодри. Тогда США выделили для борьбы с коррупцией и на реформу юстиции 1 млн 272 248 долларов», – напоминает известный публицист Сергей Ткач. Вот только корм оказался не в лошадку.

В состав новой структуры вошли, во-первых, представитель США, (куда без него!) некий Джеймс то ли Вестерстром, то ли Вестерсос – в различных изданиях фамилия варьируется.

Затем словенец Драго Кос, румынка Лаура Штефан, директор издания «Ziarul de Garda» Алина Раду, Тамара Разина и Надежда Хриптевская. Словом, за исключением двух особей мужского пола, – славная «ясская» компания президентши.

Тут вы, уважаемые читатели, вправе спросить: каким опытом борьбы с коррупцией обладают члены данного сообщества? Какими успехами на этой ниве они могут похвастаться?

Джеймс с неясной фамилией представляет, как вы понимаете, Госдеп. Он успешно боролся с коррупцией в Украине, Косово и Афганистане. Там ее полностью провалил и приехал помогать молдаванам.

Член Независимого словенского антикоррупционного комитета по вопросам обороны Драго Кос помогал Юлии Тимошенко бороться с коррупцией, пока не довел ее до тюрьмы, а сейчас помогает в этом деле Зеленскому. В качестве приработка решил подсобить Майе.

Лаура Штефан – румынский эксперт по борьбе с коррупцией. С которой в Румынии будут бороться еще сто лет и безрезультатно.

Алина Раду – директор издания «Ziarul de garda» тоже большая любительница грантов Запада. Со слезами на глазах повествовала о бедности Санду, которая с хлеба на квас перебивается.

Тамара Разина – экономист из США, работает на МВФ, а потому больше ничего добавлять не стоит.

Надежда Хриптевская – директор программ Центра юридических ресурсов Молдовы. Как говорится, держите меня семеро и Сорос. В смысле содержите.

Итак, «оамень бунь» пристроены к делу. К какому же?

Зачем попу гармонь?

До боли хочется узнать: на основании какой статьи Конституции, или, согласно какому законодательному акту РМ, создана эта придворная антикоррупционная группа? Почему она финансируется из-за рубежа? И не есть ли это грубое вмешательство во внутренние дела нашей страны?

Никак нет, бодро отвечает Майя Санду, «государственные институты двигаются намного медленнее, чем преступные группы, которые разворовали эту страну. Воры Молдовы стали известны на международном уровне. Партнёры по развитию Молдовы поддерживают рабочую группу, которая была создана указом президента Молдовы». Ох уж мне эти недоразвитые партнёры…

Президентша дополнительно пояснила в соцсети, что существуют некие «риски демократии в регионе». Под которыми, видимо, подразумевается существование блока коммунистов и социалистов, отрицание унионистской идеи, существование Левобережья и нелюбовь к янкесам.

По заявлению Санду, новый комитет будет «вправе расследовать любые проявления и подозрения в коррупции, на любом уровне». А вот это уже яснее некуда – личное гестапо при президенте. Дубинка против несогласных.

Касаемо коррупционеров, шайка будет делить их на «хороших» и «плохих». Кто «плохой» – будут решать партнеры по развитию. Чем ближе к Майе, тем больше ты наш сукин сын.

Не наступи на горло песне

Теперь песня о главном: как бы в результате антикоррупционных расследований не выйти на себя любимую. А уж тут для честного борца с мздоимцами – поле непаханое.

Вдруг спросят Кос с Вестерсосом: а как было дело со сносом студенческих общежитий Госуниверситета? Проект был инициирован в 2013 году Министерством образования, когда его возглавляла Санду и нанёс государству многомиллионный ущерб.

«А китайские видеокамеры для школ по несусветной цене? – поддержит правдорубка Алина Раду. – Не пригласить ли нам в комиссию тогдашнего прокурора муниципия Ивана Дьякова, который закрыл дело по непонятным причинам, и не выслушать ли его? Помнится, тогда он говорил, что министр образования Санду трижды откладывала публичные торги, чтобы конкурс выиграла определенная компания».

«Во-во, – добавит Хриптевская, – и где миллион «зелени», выделенный фондом Сороса, согласно договору от 15 июня 2014 года для сферы образования? И как эти средства попали к НПО Pro Didactica, возглавляемой нынешней коллегой Санду по ПДС Лилиане Николаеску-Онофрей? И к Институту публичных политик, где работают Оазу Нантой и Аркадие Барбэрошие, и к НПО Catalactica?»

Чуть позже Фонд Сороса выложил ещё $80 тыс. этим же НПО. Другие «зелёные» были потрачены на 140 экспертов, которые работали над «реформой школьной программы». То есть закрывали учебные заведения в сёлах. Хотя хорошо известно, что без школы населенный пункт исчезнет через несколько лет.

Тамара Разина может вспомнить ситуацию, когда на президентских выборах в 2016 году Иван Чебан спросил Майю, голосовала ли она за концессию аэропорта на заседании кабинета министров 29 мая 2013 года. На что Санду твёрдо ответила, что не присутствовала на этом заседании правительства. Однако позже из архивных плёнок все увидели, как Майя Санду лично голосовала за концессию.

Ну а на закуску Лаура Штефан может спросить относительно дачи государственных гарантий на покрытие финансовой дыры после кражи миллиарда в 2014 году.

***
Самая большая проблема Молдовы – это коррупция. Это даже не проблема, а бич. Коррупцией плотно пропитаны все органы власти. Абсолютно все чиновники и депутаты сидят на откатах, воровстве, беспределе, кумовстве… В этом – самая большая наша беда.

В борьбе с этим злом никакие иностранцы нам не помощники и не советники.

Мы сами всем народом в состоянии дать бой коррупции.

И сделать это надо на предстоящих 11 июля выборах, избрав тех, кто успешно искоренял коррупцию в период с 2001 по 2009 годы.

Избиратели! Голосуя помните об этом!

Иван Лекарев
comunist.md