Опросы общественного мнения говорят о царящей в стране атмосфере тревоги, страха и безнадежности, ставшей результатом целенаправленных манипуляций правящего режима, сообщает eNews.

На днях были опубликованы результаты соцопроса, проведенного в ноябре службой IMAS. Они позволили получить первые сведения о постэлекторальных настроениях населения Молдовы.

Эти данные интересны, прежде всего, для понимания мотивов, которыми руководствовались граждане на прошедших парламентских выборах. Эксперты уже высказывали мнения, что власти сознательно погрузили общественность в состояние повышенной тревожности и страха в расчете получить голоса. Итоги опроса такую версию полностью подтверждают: 86% респондентов признались, что «голосовали, чтобы война не пришла и в Молдову». При этом только 55% отдали свои голоса «за продолжение движения Молдовы в ЕС».

Это наглядно говорит о том, что на одном лишь лозунге о «монополии на евроинтеграцию» – срезы общественного мнения в декабре прошлого года показали, что 95% респондентов поддержали Майю Санду, веря в ее исключительную роль в этом процессе – правящей партии не удалось бы добиться нынешнего результата. Очевидно, что она регулярно проводила закрытые социологические замеры. И, как мы помним, раскручивание спирали «о внешней угрозе» началось после вполне безобидной серии привычной раздачи «плюшек», оцененных оппозицией и наблюдателями как проявление избирательной коррупции: единовременные выплаты социально-уязвимым категориям граждан, обещания щедрых вложений в экономику и социалку в рамках т.н. «Бюджета+», о котором сегодня никто не вспоминает. Надо думать, что в конце весны срезы общественных настроений продемонстрировали недостаточность таких мер. Поэтому был раскручен маховик военной угрозы.

Несмотря на спавшую после парламентских выборов истерию, высокий уровень тревожности в обществе никуда не делся. Больше всего граждане нашей страны боятся войны – об этом заявили 54,2% опрошенных. Эта цифра особенно показательна с учетом того, что еще для 16% респондентов худшим сценарием был бы голод. Для сравнения, в странах Европейского союза в топе страхов экономика и миграция. В России также люди больше всего страшатся социально-экономических проблем. В Молдове же они вообще оказались вытеснены в ходе предвыборной гонки. Все дебаты проходили в обстановке нагнетания напряженности, поиска врагов и обвинений, в том числе в адрес оппонентов PAS, «о потакании агрессору». Модераторы на наших «независимых» СМИ всячески поддерживали высокий градус дискуссий, который легко достичь при обсуждении геополитических тем.

Действительные нужды населения очевидным образом игнорировались. В начале года в ходе опросов граждане ожидали от властей перемен как раз в решении социально-экономических неурядиц: 28,4% хотели снижения цен, 25% – повышения зарплат и пенсий. На третьем месте с 23% была смена политического руководства в стране. Лишь на шестой позиции с 6,8% было желание мира/нежелание войны. Другими словами, в начале года в обществе был высокий запрос на улучшение условий жизни из-за высоких цен и низких доходов, а страх войны был минимален.

Однако вместо попыток удовлетворить чаяния населения, чем должна заниматься любая ответственная власть, в нашем случае произошли обман и запугивание в национальном масштабе. Чтобы люди на время забыли о своих насущных проблемах, их подвергли сеансу групповой терапии, заставив идти на выборы под страхом напасти, пострашнее материальных затруднений. Такая технология манипулирования куда эффективнее принуждения к «эмоциональной покупке». К слову, о покупках: для 60-80% опрошенных сейчас совсем не время для приобретения недвижимости, автомобилей, открытия своего дела и прочих значительных инвестиций.

Всё это – признаки захваченного государства, когда люди хотят понятных вещей, но у них отбирают даже возможность желать этого, навязывая кое-что другое: угрозу войны и европовестку, как иллюзию спасения, на чем власти могут заработать и сохранить свое положение. Дальше только ограничения и ликвидация конкуренции на уровне идей. И это будет не обыденная при этом режиме зачистка электорального поля и отдельных конкурентов на выборах, а табу на элементарные вещи. Нас вынуждают мириться с этим, отказываться от борьбы за свои права.

Неудивительно, что людей охватывает чувство безнадежности, что проявляется в дальнейшем снижении рейтинга оппозиционных партий. Население попросту разуверилось в наличии реальной оппозиции и ее способности отстаивать истинные интересы граждан, не видя альтернативы нынешней власти. Отчасти это связано с тем, что у граждан сохраняется некая иллюзия прогресса на пути евроинтеграции. В обещание властей привести Молдову в ЕС в 2028 году верят 30% респондентов, а в откорректированную после выборов версию с 2030-м годом даже больше – 40%. При этом 48% опрошенных готовы на членство в Союзе даже на условиях ограниченных прав страны, не считая большой проблемой утрату суверенитета.

Прискорбно и то, что в нашем обществе происходит привыкание к репрессивной политике властей. Увы, становится нормой выкинуть кого-то из избирательной кампании или ввести санкции. Так, при ответе на вопрос об отношении к произошедшему исключению партий и блоков из парламентской гонки ответы респондентов разделились примерно поровну между поддержкой и неприятияем. Другими словами, от 30 до 40% косвенно поддерживают нарушение избирательных прав политических партий. С другой стороны, люди критически отнеслись к ограничению голосования наших граждан с левого берега Днестра, что было названо самым серьезным нарушением на этих выборах.

Миролюбие граждан – наше достояние, стало одним из основных объектов для трансформации. В начале года 77% опрошенных заявили, что проголосовали бы на референдуме за сохранение нейтралитета. Такое единодушие можно встретить разве что в желании жить в дружбе со всеми странами вокруг. Военной поддержки от внешних партнеров по развитию желал лишь 1% респондентов. В топе сфер, где ожидалась помощь извне – это здравоохранение, сельское хозяйство, развитие экономики, образование. Соответствует ли этим, можно сказать, национальным приоритетам населения текущая линия правящей партии? С учетом постоянных заявлений чиновников о сомнительности нейтрального статуса, необходимости милитаризации и готовности внешних партнеров «помочь» нам в этом, едва ли.

Власти пугают население войной, продвигая мифический лозунг о скорой евроинтеграции, вынуждая голосовать за себя, при этом снижая доверие как к государству, так и себе самим. Около 55-60% респондентов категорически не доверяют одновременно и властям, и СМИ. Антирейтинг выше только у сферы юстиции, которую на протяжении последних пяти лет безуспешно реформирует режим. Кроме церкви в нашей стране люди не доверяют больше ни одному институту. И это – показатели тотального провала проекта под названием «Молдова хороших времен».

Кристиан РУССУ

enewsmd.online