Центр демографических исследований провел очередной анализ. На первый взгляд, прогнозы пессимистичны. По факту – они полны оптимизма, всё выглядит лучше, чем в реальности. И вот почему.

Демографические прогнозы показывают, что к 2040 году более половины населения Молдовы достигнет возраста 50 лет и старше. Что это значит? Уже сейчас соотношение работающего и пенсионера достигает 1:3. Показатель – выше критического. Мы просто проедаем кредиты ничего не создавая. Как вы полагаете, нынешняя власть решит этот вопрос? Просто повысит пенсионный порог. Это самое простое решение, которое принимается автоматическим поднятием рук в парламенте. Тут до 63 лет порой работать негде, да и не у всех здоровье позволяет. Даже после 50-ти на работу устроится сложно. Но кого это интересует? Наш премьер Мунтяну, который мешки не таскает и снег лопатой не разгребает, намекнул, что будет работать до 70-ти. Вот вам и ориентир.

Также, по прогнозам, количество людей старше 80 лет может увеличиться в 3 раза — с 55 тыс. в 2025 году до 130–155 тыс. к 2040 году. Ну… тоже вопрос спорный.

Хочется, чтобы люди жили долго, и, по определению, счастливо. Медицина, конечно, шагнула вперёд, и мы этому рады. Однако, если у вас нет толстого кошелька, людей, разменявших восьмой десяток, мягко говоря, врачи просто игнорируют. Помнится, один доктор говорил: а вы в ваш паспорт давно заглядывали? В какой-то мере он прав. Старость становится диагнозом. С вами могут говорить вежливо, но на лице отражаются совершенно другие эмоции… Когда приезжает «скорая», не знают, что делать с пожилым человеком, у которого «букет» болезней. А если пациент безнадёжен, просто оставляют умирать, хотя его участь можно было облегчить. Никому не хочется портить общую статистику смертей по больницам.

Старшее поколение вымирает быстрее, чем предполагается.

В исследовании упоминается, что общая численность населения прогнозируется на уровне 1,86–2,11 млн человек в зависимости от сценария (?). Молодёжь продолжает уезжать за границу: по данным ООН, за рубежом находится около 864 тыс. молдаван, более половины в странах ЕС. По данным других источников – уже намного более миллиона. Вот насколько, подсчитать сложно, поскольку они, имея молдавское гражданство, давно осели в других странах. Некоторые даже не приезжают, разве что на Пасху, на кладбище сходить. И далеко не все… Когда все родственники ушли в мир иной, а живых уже не осталось, то пусть покоятся с миром. Кладбища, не только сельские, превращаются в непроходимые тернии.

Центр демографических исследований прогнозирует сокращение миграции. Естественно. Тут даже особо напрягаться не надо. Всё очевидно. Молодые и амбициозные, не хотят погрязать в нищете. Жильё стоит больше чем в Европе, коммуналка – тоже. И это на наши местные зарплаты?

Логично, что статистически, чем меньше народа в стране, тем меньше уезжает. Тут уже будут нужны данные не по числу уехавших граждан, а процентное соотношение к оставшимся. И, желательно, по возрастам. Те, кому под 80 лет, едва ли захотят бросать родные гробы, разве что дети уговорят…

Доживём до 2040-го, посмотрим, что останется от Молдовы, если она не исчезнет с карты мира. Кто не доживёт до указанного срока, будет до смерти питаться иллюзиями и верить в хорошее будущее, наверно…

Какой сценарий ждёт Молдову, можно только догадываться.

www.md.kp.media