В период очередных предвыборных кампаний торжественно открывались водопроводы, а какая вода из них текла — кандидаты особо не заморачивались.

По данным Национального агентства общественного здоровья, опубликованным в прошлом году, в более чем 75 процентов колодцев в Молдове вода не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. За год ситуация едва ли изменилась, разве что в худшую сторону. Хотя, казалось бы, куда уж хуже? А хуже в том, что вода в колодцах пересыхает, и далеко не во всех сёлах есть водопровод.

Вода не для чая…

На самом деле, по качеству доступная питьевая вода с каждым годом становится все более вредной для здоровья человека. Но без нее никуда. Граждане с солидными доходами уже давно покупают бутилированную воду для питья и приготовления пищи. Но она обходится недешево. В среднем 3 литра столовой воды стоит около 10 леев. По совету врачей нужно выпивать 2 литра воды в сутки, 60 литров в месяц, на что надо потратить около 200 леев. Даже фильтрованная вода стоит по одному лею за литр. Для семьи из четырех человек — 240 леев. Это без учета приготовления пищи, в том числе чая и кофе.

Понятно, что воду покупают далеко не все, тем более в сельской местности. Эксперты считают, что официальные данные занижены. По их словам, низкое качество питьевой воды в колодцах связано с двумя факторами. Во-первых, в некоторых районах в Молдове вода изначально содержит природный фтор, и этого фтора слишком много, а он разрушает зубы. Во-вторых, проблемой является загрязнение нитратами в сельской местности, поскольку население использует в качестве туалетов выгребные ямы, и азот проникает в почвенные воды.

Кроме того, существует правило, что минерализация воды для питья не должна превышать 1 грамма на 1 литр, кстати, покупая минеральную воду в магазинах, тоже надо придерживаться этого показателя. У нас изначально 80 процентов подземных вод этот параметр превышает. Так что реально официальная цифра занижена. Вода из колодцев непригодна для питья примерно около 90 процентов. Причем кипячение проблему не решает, поскольку оно влияет только на численность присутствующих в воде микробов, но никак не улучшает ее химический состав. В случае же с некачественной водой в Молдове речь чаще идет не о бактериальном загрязнении, а о химическом.

…и для манной каши тоже

К сожалению, объективную информацию о качестве воды нам чаще предоставляют общественные организации, а не государственные структуры. В этом году Минздрав вообще может прикрываться ковидом, как щитом, от всех проблем. Не поспоришь. И неизвестно, сколько это будет продолжаться.

Вместе с тем после прошлогодней оценки качества воды было подсчитано, что за трехлетний период в стране было зарегистрировано 405 случаев острого отравления пестицидами, из которых 14 привели к смертельному исходу. Среди пострадавших есть и дети. Ведь даже если родители стараются кормить и поить своих чад экологически чистой продукцией (по крайней мере, они так думают), им не дано знать, что пьют и едят ребятишки в детских садах. И естественно, согласно выше озвученной официальной статистике, в 75 процентах сельских детсадов Молдовы вода небезопасна для здоровья.

В местных бюджетах не предусмотрены деньги на очистку воды или покупку бутилированной. В Кишиневе во многих детсадах родители сами скидываются на воду, потому что в воде из-под крана их смущает запах хлорки и осадок, который появляется при кипячении. В общем, они не доверяют качеству водопроводной воды, тем не менее именно на ней варят манную кашу в детских садах. Ну а в селах, где вода в основном колодезная, на ней и кашу варят, и компот, и попить дают. Нет никакого регламента или приказа, в котором бы говорилось, что надо выделять деньги конкретно на бутилированную воду для детских садов. Мэрия выделяет дошкольным учреждениям деньги на питание, а те уже сами решают, как распределять средства и покупать ли воду.

Согласно приказу Минздрава № 638 от 2016 года, «питьевая вода должна быть доступна детям на протяжении всего дня, в том числе между приемами пищи». Документ рекомендует регулярно давать детям воду, потому что это «улучшает самочувствие детей, повышает их интеллектуальные способности и помогает им сосредоточиться». Так много рекомендаций на пустом месте. Детям просто нужно пить, чтобы утолить жажду. А если вода улучшает интеллектуальные способности, то ее в большом количестве надо употреблять представителям власти. Вдруг поможет?

Труба не дело

По словам специалистов, в тех населенных пунктах, где есть доступ к водопроводу, ситуация намного лучше. Но в целом, по данным исследования Национального агентства общественного здоровья, проведенного в 2016 году при поддержке фонда Unicef, только водопроводная вода в Кишиневе и Бельцах соответствует стандартам качества. Эти данные актуальны и сегодня. Впрочем, едва ли в этих исследованиях учитывались ржавые трубы.

Годом ранее крупное исследование качества водопроводной воды в Молдове проводил Восточно-европейский фонд. Выяснилось, что 69,4 процента проб водопроводной воды из разных регионов республики не соответствует нормам по химическому составу, а 44 процента — по микробиологическому.

Большая часть из ныне существующих водопроводных систем была построена еще в советское время. В период правления ПКРМ параллельно Национальной программе газификации был запущен проект по строительству водопроводных и канализационных систем. Программа газификации стартовала несколькими годами раньше, до ее последнего этапа осталось совсем немного, но после ухода коммунистов в оппозицию о ней вообще забыли. Программа по водоснабжению просто не успела широко развернуться, хотя тоже делалось немало. Только в 2008 году различные проекты по восстановлению и развитию систем снабжения питьевой водой и канализации были реализованы в 333 населенных пунктах.

Сложно сказать, что бы происходило в этой сфере последние 10 лет, если бы сердобольные зарубежные экологи и борцы за здоровье нации не щипали молдавских политиков за одно место. Благодаря международным проектам дело начало сдвигаться с мертвой точки. Но, как обычно, без халтуры не обошлось.

Что нам стоит не достроить?

Эксперты считают, что в последние годы водопровод часто проводили бездумно. Как источник выбирали скважины, где вода с самого начала была некачественной. Бывало, когда водопроводы строили там, где вода не соответствует стандартам и загрязнена до 100 метров в глубину. В том числе это делали за счет средств из Национального экологического фонда. И тут возникает вопрос: почему Центр общественного здоровья на этапе технического проекта, когда начинаются работы и исследуют качество воды, дает положительное заключение? Аналитики считают, что тут замешана политика. Правительства менялись часто, и надо было успеть «засветиться» на очередном добром деле, даже за чужой счет. Вот и строилось многое тяп-ляп. В период очередных предвыборных кампаний торжественно открывали водопроводы, а какая вода из них текла — кандидаты особо не заморачивались. А народ на радостях о качестве и не беспокоился. Кроме того, дополнительная очистка и фильтрация стоит денег, которые проще было прикарманить.

Экологи давно предупреждают, что непродуманное строительство водопроводов ведет к дальнейшему активному загрязнению грунтовых вод, почвы и источников. В частности, многие водопроводы строят без канализации и очистных. Сточные воды напрямую попадают в почву и водоемы без всякой очистки. Ведь селяне, получив водопровод, устанавливают стиральные машины, а вода с моющими средствами уходит в землю и смешивается с подземными водами.

Не ядом единым

По официальным данным, доступ к системе водоснабжения имеют 53 муниципалитета и города и 724 сел, что в целом составляет 50,7 процента населенных пунктов страны. И понятно, что в сельской местности дела с этим вопросом обстоят хуже, чем в городах. Самый высокий уровень подключения к системе водоснабжения в муниципии Кишиневе — более 88 процентов. Из регионов лидирует Гагаузия — более 78 процентов, самый низкий уровень на севере — 35,5 процента.

С канализацией дела обстоят еще хуже. Так, на национальном уровне в 2019 году только 40,3 процента населения были подключены к коммунальной канализационной системе. Понятно, что опять же большая часть водоотводных путей приходится на города, например, муниципий Кишинев охвачен этой услугой на 71,4 процента. Самые низкие показатели в населенных пунктах юга и севера республики — 5,4 процента и 4,7 процента соответственно. Если мы так небрежно разбрасываем свои отходы, в том числе и бытовые, почему тогда удивляемся, что в наших городах и селах дурно пахнет, а подземные воды становятся ядовитыми.

Врезы:

После прошлогодней оценки качества воды было подсчитано, что за трехлетний период в стране было зарегистрировано 405 случаев острого отравления пестицидами, из которых 14 привели к смерти. Среди пострадавших есть и дети.

***
69,4 процента проб водопроводной воды из разных регионов республики не соответствует нормам по химическому составу, а 44 процента — по микробиологическому.

***
Почему Центр общественного здоровья на этапе технического проекта, когда начинаются работы и исследуют качество воды, дает положительное заключение? Аналитики считают, что тут замешана политика.

Галина Просолова
comunist.md