Все знают, что Партия коммунистов бойкотировала так называемые президентские выборы. И сейчас мы продолжаем настаивать на том, что они были неконституционными.
Оба кандидата, вышедшие во второй тур, продолжали играть по правилам, установленным олигархическим режимом Плахотнюка.
Нас, коммунистов, не может не возмущать тот факт, что ни один из кандидатов не заявлял во время избирательной кампании о необходимости возвращения Молдовы в конституционное поле. Отсутствуют упоминания об этом и в программе победившего кандидата. Мы и дальше будем настаивать на том, что без возвращения к конституционным нормам не возможно не только преодоление последствий захвата государства мафиозно-олигархическими группировками, но и нормальное развитие страны в целом. Поэтому на данный момент мы оцениваем и будем оценивать и дальше Майю Санду как очередного неконституционного президента Республики Молдова.
По этой причине ПКРМ не может оценивать итоги выборов с правовой точки зрения: избранный президент является таким же неконституционным, как и предыдущий.
Но мы имеем полное право анализировать их с точки зрения политического и практического результата.
Итак, второй тур президентских выборов констатировал поражение Игоря Додона. Он проиграл с треском. Настаиваем на том, что финальный результат, констатированный Центральной избирательной комиссией, это не столько победа Майи Санду, сколько катастрофическое поражение Додона. Это было ярко выраженное протестное голосование. Закономерный финал скользкого пути карьериста, предателя, коррупционера и интригана. Мальчик на побегушках у олигархов, Додон предал доверие избирателей за черные кульки, набитые долларами и евро.
Причем, произошло это вовсе не сейчас, а в далеком 2012 году, когда Додон предал ПКРМ. Хотим напомнить победившему кандидату, что Партия коммунистов самым жесточайшим образом критиковала Додона и ПСРМ даже в те времена, когда Додон спас правление АЕИ, в состав которого входила сама Майя Санду, проголосовав за Николае Тимофти. ПКРМ продолжала выводить этого иуду на чистую воду и тогда, когда Майя Санду состояла с ним в одной правящей коалиции.
Процесс прозрения людей длился долго. Но это произошло! Люди наказали Додона за чванство, бесстыдство, лицемерие, алчность и глупость. Для политика набор такого рода факторов – приговор.
Но говорить о Додоне как о политике язык не поворачивается. Он был неплохим чиновником, винтиком в бюрократической машине, от которого требовалась аккуратность и исполнительность. Но настоящим политиком, выразителем интересов общества, или хотя бы части общества, он так и не стал. Его интересовали только шкурные интересы – деньги, путешествия, дома, машины, земли. Все это он лукаво называл «традиционными ценностями». Это наказуемо. Сколь веревочке не виться, конец всегда придет.
Мы оцениваем уход Додона с политической сцены как неизбежный. И только от политической воли нынешней власти зависит – уйдет ли он с нее навсегда и в наручниках.
Сегодня достаточно сложно понять, чего ожидать от Санду в качестве главы государства. Ее предвыборная программа чрезвычайно расплывчата и неконкретна. Главным ее тезисом была борьба с коррупцией. Правда, один из лозунгов «Очистим президентуру от коррупции» сузил эту борьбу до масштабов аппарата президента, в то время как коррупция пронизала все сферы нашей жизни как по вертикали, так и по горизонтали.
Борьба с коррупцией важный приоритет. Но хотелось бы узнать поподробнее, как именно она будет с ней воевать. Не мешало бы также узнать, какие меры планирует Майя Санду реализовать в экономике, социальной сфере, здравоохранении, образовании. Каким образом будет она способствовать укреплению государственности. Не скажутся ли ее «особые» отношения с Бухарестом на позициях суверенитета Молдовы. Каким образом будет происходить процесс приднестровского урегулирования. Не столкнется ли с провокациями полиэтничное и многоязыкое молдавское общество. Не сгорят ли в топке внешнеполитических приоритетов братские отношения с Россией и другими странами СНГ?
Первые заявления Майи Санду после избрания по всем этим деликатным и сложным вопросам осторожны и выверены. Но мы-то знаем, насколько политики отходят от своих обещаний. Додон, который не выполнил ничего из того, что обещал – тому жирное доказательство.
Майя Санду победила вовсе не из-за своих деловых и политических качеств. Она победила лишь потому, что ей противостоял такой самовлюбленный болван как Додон.
Лишь от нее зависит, сможет ли она действительно стать президентом не для кучки собственных фанатов или ближайшего окружения, а для всех граждан страны.
И для этого ей, на наш взгляд, следует совершить для начала два важных шага.
Первый: настоять на пересмотре решения Конституционного суда, принятого в марте 2016 года под диктовку Плахотнюка в интересах Додона. Это может сделать сам Конституционный Суд. Это можно сделать в парламенте. Это можно сделать на референдуме.
Страна должна вернуться в правовое и конституционное поле. Без этого говорить о своей легитимности в качестве главы государства, а шире – о законности в стране – Майя Санду не имеет и не будет иметь никакого права.
Второй: содействовать роспуску нынешнего состава парламента, который абсолютно не соответствует выбору, сделанному гражданами страны. Только новые досрочные выборы в законодательный орган дадут Молдове легитимный и работоспособный парламент.
Два этих шага необходимы вовсе не Майе Санду для того, чтобы утвердиться на президентском посту. Они необходимы стране и народу Молдовы, чтобы получить возможность жить и развиваться по Закону.
Центральный Комитет Партии коммунистов Республики Молдова
17 ноября 2020 года
Комментариев нет