Судя по опросам общественного мнения, аплодисменты PAS самим себе в парламенте избирателям уже порядком надоели. Поэтому
на одном из недавних заседаний парламентское большинство решило устроить театрализованное представление.

В разгар эпидемии коронавируса, при наличии заболевших депутатов в зал заседаний парламента депутаты и сотрудники аппарата законодательного органа принесли… малышей от года до двух лет в качестве живой иллюстрации к своей инициативе о дополнении Кодекса о труде положением о том, что «в целях обеспечения совмещения трудовой деятельности и семейной жизни работодатель может предоставить своим работникам услуги по уходу за детьми от 0 до 3 лет в соответствии с нормативной базой, утвержденной правительством».

Депутатская инициатива не сопровождена какими-либо вразумительными аргументами. Возможно, оттого, что автор еще юн и у него нет детей, соответственно, и знаний определенных тонкостей в организации процесса содержания детей в дошкольных учреждениях «в соответствии с нормативной базой, утвержденной правительством».

Начнем с того, что и до этой поправки законодательство НЕ ЗАПРЕЩАЛО открытия детских садов на предприятиях, в организациях и учреждениях. А что не запрещено, то разрешено, это мы помним еще со времен великого «юриста» Гимпу.

Продолжим формулировкой «работодатель МОЖЕТ предоставить своим работникам услуги по уходу за детьми от 0 до 3 лет». МОЖЕТ, но НЕ ОБЯЗАН. Основной упор автор законопроекта предполагает сделать на открытие детских садов на предприятиях. Но у государства нет никаких рычагов для того, чтобы обязать к этому руководителей этих предприятий.

Понимая это, Правительство РМ дало отрицательное заключение на данную законодательную инициативу, считая неуместным дополнение Кодекса о труде ничем не поддержанными законодательством обтекающими и неконкретными обязанностями для работодателей.

Интересную статистику привел на своей странице в социальной сети Думитру Барбалат, экс-директор Департамента реального сектора экономики Министерства экономики: «На 6 детородных женщин — одна мать с малым ребенком. В среднем из общего количества работников женщины составляют 52 процента.

На около 800 больших предприятиях в среднем по 140 женщин. Из них детородного возраста — около 70. С учетом, что на 6 детородных женщин — одна мать с малым ребенком, на больших предприятиях количество детишек возраста от 0 до 3 лет — по 10–12.

На 1360 средних предприятиях — в лучшем случае только по одному такому ребенку.

На остальных предприятиях — малых и микро — при общем среднем количестве работников 18 и 2,3 речи о детских комнатах/садиках не может идти в принципе».

То есть реально сработает эта инициатива в единичных случаях.

Но инициатива есть, она принята в первом чтении, ее поддержали и мы, депутаты от Блока коммунистов и социалистов, дабы не быть обвиненными в нелюбви к детям.

А потому предлагаю начать исполнение закона после принятия его во втором чтении с себя, то есть с Парламента Республики Молдова. Выделить в здании парламента помещения для организации игрового пространства, столовой и спальни — то есть не менее трех комнат. Переоборудовать туалеты с учетом роста детей. Принять на работу двух воспитателей, двух нянь, прачку, повара или буфетчицу, если еду для детей в парламент будут привозить. Закупить всю необходимую мебель, мягкий инвентарь, постельное белье, полотенца, дидактические материалы и игрушки. Организовать место для уличных игр и занятий детей. Получить массу согласований и разрешений начиная с Центра здоровья и заканчивая газовым хозяйством. И, чтобы все было «в соответствии с нормативной базой, утвержденной правительством», руководить детским садом парламента поручим автору законопроекта Дану Перчуну. Может, тогда он поймет, что между теорией и практикой иногда бывает большая пропасть.

А парламент в это время займется более конкретными вопросами.

Например, зная, что матери с маленькими детьми вынуждены раньше выходить из декретного отпуска на работу, потому что их зарплат, стипендий и компенсаций по уходу за детьми недостаточно для обеспечения нормального развития ребенка, повысить уровень их доходов в соответствии со ст. 47 Конституции РМ, которая говорит о том, что государство было и есть «обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания».

Или конкретной помощью в открытии групп для детей в возрасте до 3 лет примариям страны, где эти группы будут открываться на базе действующих детских садов с наработанной десятилетиями практикой.

Есть еще один момент. Допустим, закон будет принят, и работодатели — по желанию, необходимости и возможности — откроют у себя детские сады для младших групп детей. В этом случае все затраты лягут на плечи работодателя. В законе не идет речи о компенсации этих затрат правительством. Получается, от затрат на этих детей государство отказывается, но ведь опять же, в соответствии с Конституцией РМ, все граждане обладают равными правами.

Вопросы, вопросы…

Ждём от «хороших людей» хороших решений, а не очередной популистской писульки.

Реальная помощь или очередная пиар-акция PAS?

Депутат парламента от PAS Дойна Герман зарегистрировала проект закона о гендерном равенстве в оплате труда, согласно которому работодателей обяжут раскрывать сотрудникам среднюю зарплату мужчин и женщин.

Аргументируя свою инициативу, Дойна Герман отметила, что среднегодовой разрыв в зарплате у мужчин и женщин в Молдове составляет около 17 тысяч леев. Наибольшая разница наблюдается в финансовом секторе — 44 %.

То есть наибольшая разница в оплате женского и мужского труда — в негосударственном секторе, а закон, по словам автора, коснется только БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ. Сообщать работникам о разнице в СРЕДНИХ окладах работодатели должны будут не реже ОДНОГО РАЗА В ДВА ГОДА. Точные размеры зарплат будут конфиденциальными.

Правительство законопроект одобрило. «Этот проект направлен на то, чтобы изменить и дополнить нормативные акты, чтобы обеспечить большую прозрачность в том, какие зарплаты у женщин, а какие у мужчин, и действовать по принципу равной оплаты труда», — сказал министр труда Марчел Спатарь.

Что же даст женщине объявленная прозрачность, кроме того, что один раз в два года она узнает, сколько в среднем получают мужчины, также работающие в данной организации/учреждении?

Повысится ли от этого знания ее заработная плата? Нет.

Повысят ли ей категорию? Не факт, если женщина не прошла курсы повышения квалификации или не получила дополнительное образование.

ЕЛЕНА БОДНАРЕНКО