26 мая 1921 г. открылась X Всероссийская конференция РКП(б) решения которой сыграли большую роль в развертывании и осуществлении новой экономической политики, в перестройке партийных организаций с целью решения задач хозяйственного строительства в мирных условиях.
И хотя переход от военного коммунизма к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г, именно эта конференция поставила конкретные цели и задачи новой экономической политики.
Открывая конференцию, В. И. Ленин указал, что главным пунктом порядка дня является вопрос об экономической политике, о переходе от продразверстки к продналогу. В своем докладе на конференции Ленин разъяснил значение и пути осуществления НЭПа как политики, проводимой «всерьез и надолго», подчеркнув, что задачей является упрочение союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе, подъем сельского хозяйства, налаживание правильного товарообмена между сельским хозяйством и промышленностью, обеспечение подъема крупной промышленности и проведение электрификации страны, как базы для построения социалистического общества.
НЭП был попыткой вывести страну из кризиса, после страшных потрясений и разрухи Гражданской войны, а до этого – хаоса революционной поры, более, чем 3-х лет участия в Первой Мировой с ее жертвами. Надо было придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства в стране.
Поэтому Советское правительство решилось пойти на временное отступление от своих принципов. Политика временного перехода к капиталистической экономике с целью подъема хозяйства и урегулирования социальных и политических проблем позволила стране начать возрождаться и выбираться из нищеты.
Что касается военного коммунизма, то, как писал Ленин «военный коммунизм был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой».
Вождь умел блестяще формулировать не только тактические задачи, но и новое видение задач стратегических. Именно с этой точки зрения он рассматривает историческое в полном смысле слова значение такой, на первый взгляд, единичной меры, как введение продовольственного налога вместо действовавшей в период военного коммунизма продразвёрстки. По Ленину, «продналог есть переход от военного коммунизма к правильному социалистическому продуктообмену. То есть важнейший элемент в строительстве социализма».
Одной лишь фразой, да что там фразой – всего несколькими словами, по сути дела сформулировано долгосрочное направление строительства социализма не только на стадии переходного периода, но и за его рамками – вплоть до полной победы.
Итак, в сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен наём рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли.
Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости («Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов» и др.). Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.
Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов.
В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я прочие. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).
В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами.
Что же изменилось с введением новой экономической политики? Ленин говорит о принципиально иной ситуации, сложившейся полутора годами спустя: «Крестьянство довольно своим настоящим положением. Это мы спокойно можем утверждать». И далее: «В обеих столицах весной 1921 года существовало недовольство среди рабочих. Теперь этого нет совершенно».
Заодно, подчёркивает В.И. Ленин, «учиться работать – эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всём её объёме».
Кстати, о ленинских словах «учиться работать». Разве не сверхактуальны они в сегодняшней Молдове, после более чем 30 лет разрушительного «строительства демократии» и всяческого пресмыкательства перед «западными партнёрами», когда нас в основном учили воровать, брать и давать взятки, покупать всевозможные иноземные товары?
НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет военного коммунизма.
Однако в 1927-1928 годах стало понятно – НЭП не дает стимула для развития тяжёлой промышленности. Он был ориентирован исключительно на легкую промышленность. Стране нужны тракторы и комбайны – их нет. Нет моторостроения, нет авиапрома, нет электротехники и радиопромышленности. Нет развитого машиностроения, без которого в индустриальной эпохе – смерть.
В конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать НЭП. На горизонте вырисовывалась задача проведения необходимой индустриализации в стране. Но это уже другая история…
Дмитрий Крымов,
Пресс-служба ПКРМ
26 мая 2024 года
Комментариев нет