На заре нового тысячелетия в нашей стране появилась программа «Молдавское село», не на пустом месте, конечно. На развитие инфраструктуры сельской местности в государственном бюджете всегда были предусмотрены определённые средства.
Просто не всегда были определены приоритеты. И если бы запущенный тогда проект имел продолжение, многие молдавские села не перешли бы в категорию умирающих.
Очень точно и открыто, обращаясь к главе государства, об этом сказал экономист Александр Муравский:
«Так называемая программа «Европейское село» является элементарным продолжением того, что делалось в Республике Молдова на протяжении десятилетий. И объём финансирования практически тот же. Только раньше, то есть до прихода жёлтых, проекты финансировались из средств Национального фонда регионального развития, Экологического фонда, Фонда социальных инвестиций и расходов государственного бюджета по статье «Капитальные инвестиции».
При жёлтых все эти фонды объединили в один и пришпандорили табличку «Европейское село». Тем самым создали иллюзию резкого роста финансирования. Всё остальное осталось практически тем же. Но, правда увеличилось количество проектов «супер европейского типа». Например, заросшую травой поляну обносят забором из проволоки, ставят 3-4 скамейки и вкапывают ворота. Называют это стадионом, но траву не скашивают. И зачем? Играть-то уже почти некому. Хоть бы овец пускали на стадион. Но поскольку «стадион» есть, то село стало европейским. Что касается сумм, то они немного увеличились, но если взять поправку на инфляцию, то даже уменьшились», — уточняет Муравский.
Что получается в остатке? ПАС не продолжает ранее объявленный проект, а просто крадёт идею, называет проект, естественно «Европейское село», и использует те же государственные деньги, только под другим лозунгом.
Ну а Майя Санду, которая в период разработки программы «Молдавское село» усердно трудилась в представительстве Всемирного банка, все пропустила мимо ушей, а её юные, в том числе и кучерявые прихлебатели, вообще думали только о том, где пива попить. Кое кто даже свой бизнес в этой сфере открыл. Какое там село, когда так хорошо устроился в столице?
Однако сейчас, ПАС кричит о том, что «европейские» села Молдовы финансирует исключительно ЕС. Примары, не поддерживающие евроинтеграцию ничего не получат. На самом деле это просто откровенный шантаж. А где государственные деньги, мадам? Потратили на многочисленные поездки к хозяевам и на их приёмы в гостеприимной Молдове?
В это же самое время, так называемые «европейские» села в Молдове просто вымирают. Власть рисует красивые картинки, которые не имеют ничего общего с реальностью. В такие населённые пункты Санду не возят, дабы мадам не нервничала – там никто её хвалить и лобызать не будет. Просто уже некому.
«Европейское село» — просто дешёвая наклейка, которая смоется сразу после выборов, если ещё не смылась… А вот что будут делать молдавские села, большой вопрос. ПАС превращает страну в выжженное поле. Функциональность местных органов управления третьего звена во многом зависит и от работы экономических агентов, в первую очередь – фермеров. С учётом их проблем, помогать примэриям они смогут очень скромно или не смогут вообще. При таком раскладе органы местного публичного управления на селе подкупить ещё проще.
Такой окончательный развал страны точно не придумала Санду, склоняясь над тетрадкой в клеточку. До этого была программа «Пэмынт», которую назвали программой «Мормынт». Уже из результатов того периода надо было сделать соответствующие выводы. Но ума не хватает заглянуть в прошлое. Евроинтеграция застилает глаза и умы. Казалось бы, причём здесь обычное молдавское село… Села — хранители молдавских традиций. Убьём села – убьём сердце Молдовы. И все сразу станут румынами, и будет нам счастье….
Комментариев нет