Анри Барбюс родился 17 мая 1873 года в маленьком французском городке Аньер-Сюр-Сен. Отец будущего литератора Адриэн Барбюс – француз, работал журналистом, писал театральные рецензии для газеты «Le Siècle» («Век»), имел и литературные произведения, написал несколько пьес. Мать – англичанка Анни Бенсон, скончалась, когда мальчику было 3 года.
В сравнении с признанными гениями французской литературы, такими, например, как Гюго или Золя, Анри Барбюс– писатель не такой уж и заметный. Во Франции его, конечно, помнят, но едва ли не лучше фамилия Барбюс знакома тем, кто жил в Советском Союзе: в его честь были названы улицы в десятках городов.
Барбюса иногда даже называют «французским Максимом Горьким»: вняв революционному зову, прозвучавшему в 1917 году на весь мир, свой литературный талант он обрушил на капиталистический мир, раз за разом стараясь обнажить его пороки. Ещё одна ключевая тема его произведений– война, к которой Барбюс, истинный представитель потерянного поколения, прошедший окопы Первой мировой, питал кипучую ненависть. Трудно до конца понять, что французский писатель ненавидел больше – войну или всё-таки капиталистический мир.
В огне
Барбюс был уже немолод, когда началась Первая мировая война. Ксвоим 40 годам онуспел получить весьма скромную известность как журналист, поэт ипрозаик. Пару его произведений– в том числе и 2 романа, «Ад» и«Умоляющие»– всё-таки опубликовали, однако большим успехом, откровенно говоря, они непользовались.Выпускник Сорбонского университета, он зарабатывал на жизнь, публикуя политические колонки и театральные рецензии.
Европа в то время стремительно погружалась в пучину кровопролитной войны, а Барбюс жаждал новых впечатлений. Ему пришлось на время забыть про свои пацифистские взгляды и добровольно записаться в 231-й пехотный полк. О состоянии здоровья, серьёзных проблемах с лёгкими, Барбюс предпочёл умолчать. Постоянные болезни недавали ему полноценно воевать, однако каждый раз он упорно возвращался в окопы. Его трижды, один раз даже после серьёзного ранения, выгоняли из армии, но он смог в итоге отслужить целых 17 месяцев.
Закончилась военная эпопея Барбюса тем, что измождённого, с напрочь повреждёнными лёгкими и дизентерией, его перевели на должность священника. Писатель воевал отважно: зато, что он вытаскивал раненых товарищей из-под пуль с поля боя, Барбюсу даже вручили высокую награду— Военный крест. Еле выжив в этой мясорубке, Барбюс опубликовал роман «Огонь», идея которого пришла ему ещё в тот момент, когда он находился в центре жестокой общеевропейской бойни. Горький впоследствии писал, что каждая страница этой книги– это «удар железного молота правды по всей той массе лжи, лицемерия, жестокости, грязи и крови, которые в общем зовутся войной».
«Если военные трибуналы ставят к стенке бедного солдата зато, что он отказывается пролить свою кровь во имя родины, то какого же наказания заслуживаете вы, господин Барбюс»,– писал после выхода романа «Огонь» аббат Сирек. Когда книгу прочитали, на родине некоторые стали называть Барбюса предателем и призывали привлечь его к суровой ответственности. «Огонь», вышедший ещё вовремя Первой мировой, безусловно, не был призван поднять боевой дух солдат на фронте. Барбюс, напротив, показывал войну правдиво, такой, какой он её увидел сам: с бессмысленной жестокостью, всепоглощающим страхом и ноющей болью.
Некоторым коллегам Барбюса по цеху роман понравился: писатель в том же 1916 году стал лауреатом престижной Гонкуровской премии, которая считалась высшей литературной наградой Франции. Книга, в своё время, даже попала в руки Владимира Ильича Ленина, который(так, по крайней мере, говорится в «Советской исторической энциклопедии») дал ей высокую оценку.
Бессарабская эпопея Барбюса
Осенью 1924 года на юге Бессарабии, в селе Татарбунары, произошло самое крупное выступление, которое организовал Южно-Бессарабский ревком, а участниками стали тысячи крестьян разных национальностей.
Против повстанцев румынское правительство направило части регулярной армии, и им удалось окружить район восстания. У ряда сел развернулись ожесточенные бои, которые продолжалась до 22 сентября. Жителей Татарбунар согнали за церковную ограду и открыли пулеметный огонь. Более 500 человек были доставлены в тюрьму Кишинева и началась подготовка к судебному процессу, вошедшему в историю как «процесс 500».
Протест против произвола и беззаконий, творимых в стране, направила группа зарубежных ученых и писателей, среди которых были Ромен Роллан и Альберт Эйнштейн. На «процесс 500» в Кишинев выехали прогрессивные деятели Франции, Румынии, США, Италии и других стран. Юристы, профсоюзные деятели, работники культуры, представители творческой интеллигенции выразили желание лично принять участие в защите.
24 августа 1925 г., почти через год после подавления восстания, в кишиневской тюрьме начался судебный процесс. Трибунал судил крестьян без соблюдения правовых норм, при закрытых дверях. Адвокатам мешали знакомиться со следственными делами и свободно выступать.
19 ноября в Кишинев приехала французская делегация во главе с Анри Барбюсом. Еще в Бухаресте Барбюс заявил, что поскольку румынская печать квалифицировала протест как тенденциозный, французская делегация хочет побывать на суде, узнать правду о Татарбунарском восстании и составить свое мнение.
Одна из западных газет «дипломатично» написала об Анри Барбюсе и других членах делегации, что «талант этих уважаемых граждан не извиняет их незаконного вмешательства там, где им не положено вмешиваться». Тем не менее, писатель был на суде, беседовал с людьми и убедился, что процесс над татарбунарцами – грубый фарс, разыгранный с целью устрашения населения, ничего общего не имеющий с интересами молдаван.
Суд вынужден был оправдать большинство обвиняемых и только 87 человек получили различные сроки заключения. В этом есть немалая заслуга Анри Барбюса, память о котором молдавский народ хранит до сих пор. На здании бывшей гостиницы «Швейцарская», в которой жил Анри Барбюс, со стороны улицы Бэнулеску-Бодони, висит мемориальная доска.
«Он не встал над схваткой, он был в полном смысле писателем-борцом»,– так про Барбюса говорил глава Французской коммунистической партии Жак Дюкло. Анри Барбюс и правда не разрешал себе оставаться на сугубо литературном поприще: он, например, призывал писателей всего мира создать специальную организацию, которая объясняла бы обычным людям, что в данный момент на самом деле происходит в мире. Так возникла известная группа «Кларте», или «Ясность», членами которой были Ромен Роллан, Стефан Цвейг, Герберт Уэллс, Томас Манн и другие прославленные писатели
В тоже время Барбюс выступил с резким осуждением набиравших популярность фашистских идей: писатель даже создал «Всемирный комитет против фашизма и войны».
***
Барбюс умер– судя повсему, от пневмонии– в1935 году, работая над книгой-биографией под названием «Сталин: Человек, через которого раскрывается новый мир». Она вышла в свет уже после смерти писателя. В ней он, в частности, утверждал, что «ни в ком так не воплощены мысль и слово Ленина, как в Сталине».
Писателя похоронили на кладбище «Пер-Лашез» в Париже. Проводить литератора в последний пусть пришла вся французская столица. Прощание с Барбюсом переросло в политическую демонстрацию единого народного фронта.
На могиле Барбюса установили памятник из розового мрамора (родонита), присланного из СССР. На боковой стороне которого имеется надпись: «Другу рабочего класса Франции, славному сыну французского народа, другу трудящихся всех стран, инициатору единого фронта трудящихся против империалистической войны и фашизма товарищу Анри Барбюсу»
Дмитрий Крымов,
Пресс-служба ЦК ПКРМ
17 мая 2024 года
Комментариев нет