После досадной неудачи на воскресном голосовании у PAS остается достаточно времени и возможностей, чтобы учесть допущенные ошибки и настроить свою политику на реакционный лад, до следующих действительно значимых выборов устранив всех своих критиков и конкурентов

 

По мере охлаждения страстей после завершения местных выборов политическое и экспертное сословие страны пытается осмыслить их результаты и преподнести публике в конъюнктурно удобном виде. Так, критики власти говорят о ее крупном поражении на воскресном голосовании – с чем сложно спорить, исходя из итоговых чисел. «Лоялисты» же предлагают не слишком драматизировать ситуацию, заявляя о том, что выборы подверглись беспрецедентному влиянию извне, и, даже несмотря на это, большое число граждан высказалось в поддержку европейского курса страны.

 

Вообще, темы европейской интеграции и российской гибридной угрозы, на которых уже два года выстраивается внешняя и внутренняя политика правящей партии, к местным выборам были выкручены на максимум. Довольно ярко это проиллюстрировала минувшая пятница, когда накануне традиционного «дня тишины» состоялось сразу два брифинга руководителя СИБ и премьер-министра, а также обращение Майи Санду, которые очень хорошо резонировали между собой.

 

Глава спецслужбы рассказал о вмешательстве России в политические процессы в Молдове, включая выборы, через политические партии Илана Шора, сотрудничестве последнего с Владимиром Плахотнюком, подкуп избирателей и планах свержения правительства. Дорин Речан, выступавший после заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям, тоже заявил о плане РФ «подчинить Молдову своим интересам» и миллиарде леев, вложенных Москвой в гибридную войну против республики. Наконец, глава государства практически повторила сказанное премьером и призвала всех голосовать правильно, «не отдавая наши дома в руки воров и лжецов».

 

Сейчас многие эксперты рассуждают о том, что ставка на эти два идеологических конструкта не сработала, что они были глубоко оторваны от реальных потребностей населения, и это в том числе предопределило слабый результат правящей партии. Отчасти это так, но здесь важно смотреть и на большую картину. На мой взгляд, в PAS не ставили задачу во что бы то ни стало победить на местных выборах. Да, кажется, будто бы партия власти прибегла к уникальным мерам вроде экстренного снятия с гонки одного из основных конкурентов и массовой блокировки информационных источников. Но это не чисто тактические шаги, а часть стратегии, о чем я уже говорил в контексте зачистки инфополя.

 

Главная задача правящей партии – обеспечить бессменность европейского курса Молдовы, на что ей дан полный карт-бланш во внутренней политике. Мы наблюдаем, как постепенно евроинтеграция становится стрежнем всей жизнедеятельности страны. На нее нанизываются все проекты развития и будущего, ссылки на нее становятся обязательным атрибутом любого публичного выступления руководства страны. Именно необходимостью следовать по пути в Европу оправдываются все совсем не демократические шаги, такие как нарушения Конституции, законодательства, отдельных прав граждан. Таким образом евроинтеграция в Молдове получает своего рода надзаконный статус.

 

Я думаю, что после открытия переговоров о вступлении в Европейский союз, которое должно произойти в ближайшей перспективе, правящий режим пойдет дальше, инициировав закрепление европейского курса непосредственно в Основной закон, сделав его неотвратимым. Подобный прецедент уже был в соседней Украине.

 

Что это будет означать на практике? То, что власти получат еще больше возможностей и правовых оснований купировать любые политические элементы, выбивающиеся из смыслового ряда «европейской Молдовы». Любые партии и политики, не являющиеся, скажем так, абсолютными приверженцами евроинтеграции, будут под угрозой объявления «препятствием» европейскому выбору Молдовы, влекущего снятие с голосования или даже полный запрет.

 

В этом ключе поражение на местных выборах – досадное и обидное недоразумение, но не более того. Тем более что совсем оглушительного провала не случилось. 300 тысяч голосов – это все равно много, сотни примаров и лидерство в большинстве районов – результат, который можно продать партнерам по развитию в качестве приемлемого. К тому же с использованием административного ресурса и давлением на муниципальные органы власти, которые имели место во время предвыборной кампании, PAS так или иначе сможет удержать ситуацию под контролем

 

Поэтому в следующем году я ожидаю усиления политических репрессий в стране под предлогом защиты европейского пути. Не сомневаюсь и в том, что эти процессы будут проходить при полной западной поддержке. Оппозиция любит цитировать отдельных европейских политиков, депутатов, юристов и т.д., когда те критикуют молдавские власти за недемократические шаги, погружая себя и электорат в иллюзию того, что рано или поздно Запад накажет партию власти. Это не так, индуктивные методы здесь не работают. Настоящим индикатором потери расположения Вашингтона и Брюсселя была бы публичная критика со стороны, к примеру, высшей бюрократии ЕС или хотя бы на уровне посольств, чего совершенно не наблюдается. Напротив, глава делегации ЕС в Молдове скорее занял роль не критика, а адвоката молдавского руководства, дипломатично оправдывая перегибы в ее политике. Нет и таких знаковых шагов как заморозки финансирования, которое применялось в период захваченного государства.

 

У настоящей оппозиции в сложившихся условиях остается не так много возможностей, чтобы продолжать конвенциональную политическую борьбу. Выбор, судя по всему, сводится к ограниченному числу опций. Либо получать одобрение напрямую у западных кураторов, обеспечивая себе иммунитет и узкий сектор возможностей для критики власти и конкуренции: таким путем, вероятно, пошел мэр Кишинева Ион Чебан. Либо договариваться с правящей партией о модели взаимодействия и не выходить за рамки. Либо перейти в жесткую оппозицию, что в текущих обстоятельствах чревато угрозой самому существованию той силы, которая выберет такой вариант.

 

Поэтому, на мой взгляд, оппонентам PAS рано радоваться, глядя на итоги местных выборов, и диагностировать скорую кончину правящей партии. У нее на руках остается достаточно инструментов, чтобы справиться с нынешним кризисом, учесть допущенные ошибки и настроить свою политику на реакционный лад, до следующих действительно значимых выборов устранив всех своих критиков и конкурентов.

 

Единственным ответом на это может стать лишь объединение всех оппозиционных сил, независимо от идеологических воззрений, образование ситуативного единого фронта конкретно против PAS как угрозы будущему Молдовы, проведение совместных протестных акций, введение моратория на сотрудничество с властью, даже на местном уровне, и т.д. Однако опыт политических процессов в нашей стране не дает особых поводов рассчитывать на такую консолидацию, особенно в долгосрочной перспективе.

 

enewsmd.online