Депутат правящей партии Молдовы Раду Мариан допустил, что президент Майя Санду не планирует лично участвовать в предвыборных дебатах:

— Предполагаю, что она не будет участвовать во всех дебатах, но даже если не будет, то отправит представителя, который выскажет позицию по референдуму и президентской кампании. Майя Санду добилась важных результатов во внешней политике и в целом» и потому правящая партия будет активно поддерживать её курс.

И, все-таки, почему президент Молдовы отказывается участвовать в предвыборных дебатах? Об этом мы спросили наших экспертов.

«Ничего из обещанного четыре года назад Санду не выполнила»

— Считаю, что Майя Санду просто боится идти на предвыборные дебаты, поскольку ей нечего сказать, — говорит депутат от Блока БКС Константин Старыш. — Потому что любой контркондидат достанет список ее предвыборных обещаний, любую ее предвыборную листовку и будет этой листовкой елозить по ее президентскому фэйсу. Потому что ничего из того, что было обещано, ею не выполнено. Поэтому и была придумана идея с референдумом — отвлечь от конкретной повестки, от отчета за четыре года правления госпожи Санду. Идея с референдумом отвлекает от этой пустоты, она ее перезаполняет чем-то другим. Поэтому она и будет отказываться идти на дебаты, поэтому она будет вести свою агитацию в стерильных условиях с заранее оговоренными интервью с послушными и прикормленными журналистами. И сталкиваться с какими-то контркандидатами для Санду смерти подобно.

— Неучастие Майи Санду в предвыборных дебатах может как-то отразиться на голосах ее избирателей?

— В любом случае этих избирателей станет меньше, судя по ее антирейтингу и судя по разочарованию той же диаспоры. И там за нее будет меньше голосов. А что касается ее отказа от дебатов…Майи Санду от этого не станет меньше в телевизоре. Конечно, об ее отказе все будут говорить и, если есть в числе ее сторонников действительно глубоко убежденные в том, что нам нужна плюралистическая демократия, люди, сохранившие способность критически мыслить, то, наверное, они будут разочарованы ее отказом участвовать в предвыборных дебатах.

«Ей нечего сказать!»

— Во-первых, Майе Санду нечего сказать, а, во-вторых, у правящей власти — холодный и жесткий расчет, — уверен политик Влад Билецки. — Мы не говорим о честной политике, о политике нравов, о политике с душой, с сердцем для страны, мы говорим о холодном, жестком расчете, который подразумевает — если мы не выйдем на дебаты, то мы не проиграем еще больше голосов. Потому что выиграть больше мы не сможем, а, если выйдем на дебаты, то проиграем голоса, покажем наши слабости, отдадим наши голоса политическим оппонентам. Тут действует холодный математический расчет.

«Любой контркандидат вгонит ее в ступор»

— Ей нечего сказать! — заявляет общественный деятель Игорь Тулянцев. — Майя Санду не сдержала ни одного своего предвыборного обещания, поэтому ей не о чем говорить, и любой вопрос любого контркандидата, любого оппонента вгонит ее в ступор.

— Майя Санду по ее мнению, может говорить об успешных шагах в области евроинтеграции…

— Нет. С моей точки зрения, Майя Санду является самым антиевропейским политиком за всю историю Молдовы! Большей, чем ей, никому не удалось так дискредитировать идею евроинтеграции! Майя Санду — это антиевропейский политик, потому что ни одна ее так называемая реформа, ни одно ее начинание никоим образом не связаны с истинными европейскими ценностями — свобода слова, плюрализм мнений, независимая юстиция… За время правления Санду более 150 тысяч граждан Молдовы уехали за границу, которые не видят в нашей так называемой европейской стране.

Майе Санду нечего сказать на этих дебатах и абсолютно логично, что она туда не пойдет.

«Санду окажется в меньшинстве против всех»

— В наших условиях, когда и левые (естественным образом), и правые (в какой-то мере вынужденно) будут критиковать Майю Санду для того, чтобы показывать свою оппозиционность, участие Санду в предвыборных дебатах — не с руки, — полагает политолог Корнелиу Чуря. — Это автоматически означает, что она окажется в меньшинстве против всех. И у оппозиции есть достаточно поводов для критики, поэтому ей не совладать со всем этим. Поэтому можно понять ее нежелание участвовать в предвыборных дебатах, потому что она изначально будет находиться в неравных условиях по сравнению со своими политическими оппонентами.

— А это нежелание как-то может отразиться на голосах именно ее избирателей?

— Думаю, она из-за этого не проиграет, с точки зрения политтехнологий это правильная и естественная стратегия. Если и будут какие-то потери, то они будут незначительны по сравнению с тем, что она может потерять, если примет участие в предвыборных дебатах.

— Мы можем только предполагать, рассуждать, что у нее в голове. С одной стороны, может быть, она не хочет раскручивать своих главных конкурентов, потому что, если ты принимаешь участие в дебатах, как президент, по логике, либо со всеми, либо не с кем, — объясняет бывший министр экономики Молдовы Александр Муравский. — То есть, нельзя так — к Иванову пойду, а к Петрову — нет. И тут есть чисто прагматичный расчет — «вас много, а я одна!» Тут логика определенная есть.

С другой стороны, ясно, что участие в дебатах с главными своими оппонентами… есть много слабых мест, с которыми есть будет трудно эти дебаты выиграть. Понятно, что оппоненты ее будут бить по этим слабым местам, критиковать, а отвечать о положительном она может что? Судебная реформа? Одно дело говорить о ней европейцам, совсем другое — отвечать на конкретные вопросы. Европейская интеграция? Это на одну минуту, а на час дебатов говорить не о чем. Возможен и такой вариант…

Тут смесь такая — прагматичный расчет плюс определенный страх и желание использовать другие методы политических технологий, политической борьбы.

www.md.kp.media