Хозяевами трёх молдавских сахарных заводов являются два иностранных концерна. Однако в этой скромной компании произошёл раскол.

Недавно к президенту, парламенту, правительству и конфедерации профсоюзов Республики Молдова обратились сахаровары Дрокиевского и Фалештского заводов. Причиной обращения стала приостановка работы Фалештского сахарного завода, который в конце октября 2019 года был законсервирован до апреля 2021 года. Попытаемся хоть немного разобраться, что же всё-таки происходит в сахарной отрасли Молдовы. Можно ли говорить о том, что мы становимся свидетелями начала её гибели?

Экскурс в прошлое

В 60–80-е годы сахарные заводы имели статус градостроительных предприятий, вокруг которых, кроме городской инфраструктуры, развивалось животноводство, производство плодоовощных консервов. В качестве примера можно привести бывший поселок Калининск (с. Купчинь), который появился на карте Молдовы после строительства сахарного завода.

В МССР действовало одиннадцать сахарных заводов — Гиндештский, Дрокиевский, Дондюшанский, Фалештский, Купчинский, Александренский, Гырбовский, Глодянский, Бричанский, Бельцкий, Рыбницкий. Они перерабатывали в год более 2,2 миллиона тонн сахарной свеклы и производили 250–400 тысяч тонн сахара. Большая часть его отправлялась в общесоюзный фонд, но много сахара использовалось и местной пищевой промышленностью.

После распада СССР конкурентоспособность молдавской сахарной индустрии была подвергнута серьезному испытанию. Были утрачены преимущества, связанные с общим рынком Союза. Многие из вновь образованных стран открыли свои рынки для кондитерской, консервной, винодельческой и других видов пищевой продукции. Вторичная пищевая продукция, в которой использовался сахар, — джемы, конфитюры и т. п., — экспортировалась в гораздо меньших, чем раньше, объемах.

Первым не выдержал испытаний крупнейший сахарный завод — Бричанский, производственная мощность которого составляла 6 тысяч тонн свеклы в сутки. Он использовал сырье, поставлявшееся из Украины, а когда поставки сахарной свеклы оттуда прекратились, то прекратил свою работу и завод. За ним закрылись Бельцкий и Гырбовский сахарные заводы.

Недобрый знак

В 1998 году германский концерн Sudzucker купил у Moldova-Agroindbank акции Фалештского, Дрокиевского, Александренского, Дондюшанского и Глодянского заводов. Акции последнего были затем проданы, как и Дондюшанские активы, а завод в Александренах был переоборудован в дистрибуционный и логистический центр. Остались заводы в Дрокии и Фалештах.

В тот же период в Молдове работала российская компания Marr Sugar, которой принадлежали заводы в Глодянах, Купчинь и Гиндештах. Позднее завод в Гиндештах был закрыт, а Глодянский и Купчинский сахарные заводы перешли к другим собственникам. В итоге к 2011 году в стране осталось только два завода, принадлежащих концерну Sudzucker, а свеклоперерабатывающее предприятие в Купчинь приобрел польский концерн Krajowa Spolka Cukrowa SA, создав предприятия ICS Moldova-Zahar SRL.

Естественно, между сахаропроизводителями всегда шла борьба за сырье. И хотя фермерам, выращивающим сахарную свеклу, заводы предлагали различные услуги, к примеру, снабжали семенами и удобрениями, давали кредиты под посадку и покупку техники, желающих заниматься сахарной свеклой становилось все меньше.

Итак, хозяевами трех молдавских заводов стали два иностранных концерна. Однако в этой скромной компании произошел раскол. В начале 2018 года Moldova-Zahar объявил о своем выходе из Ассоциации союза сахаропроизводителей РМ, оставив Sudzucker в гордом одиночестве. Сейчас не будем выяснять, в чем конкретно они не сошлись, но этот раскол изначально выглядел недобрым знаком.

Минус один

Вернемся к вышеупомянутому обращению. Руководство Sudzucker объявило, что Фалештский сахарный завод в конце октября 2019 законсервирован до апреля 2021 года, и объяснило это решение резким снижением продаж молдавского сахара и антиконкурентными действиями Moldova-Zahar SRL.

«Последние два года из-за сокращения экспорта молдавского сахара в ЕС, связанного с кризисом перепроизводства и падением цен на сахар в ЕС, а также огромной финансовой поддержки конкурента со стороны Польского государства, коллективы наших сахарных заводов опасались такого развития событий. Но когда в этом году к низким экспортным ценам и нелояльной конкуренции добавился рост контрабанды сахара, эти опасения, к сожалению, стали реальностью», — говорится в обращении.

Работники предприятия, а это 140 человек, потеряли работу и через два года могут потерять ее окончательно. Все надежды на стабильное будущее рухнули. Сегодня руководство компании предложило работникам альтернативу — работу на других производственных предприятиях. Но мало кто согласится переквалифицироваться из профессионального специалиста-сахаровара в сборщика кабелей или швею. Также работники утверждают, что понимают руководство компании, которое сделало это, чтобы избежать банкротства, и готовятся к трудностям и переменам. Они тешат себя надеждой, что уже в 2021 смогут вернуться на родное предприятие, но одновременно опасаются, что вслед за Фалештским сахарным заводом закроются и другие подразделения компании.

Основная причина, на которую ссылаются работники завода, — сохранение патентов на торговлю, что стало стимулом для недобросовестных дельцов, наводнивших рынки контрабандным сахаром.

На фоне глобальных перемен

Конечно, работать на давальческом сырье несколько проще, а точнее — дешевле, чем выращивать его самостоятельно. Также проще и дешевле завозить в Молдову тростниковый сахар, который от свекловичного не отличить ни по виду, ни по вкусу, потому у них одинаковая химическая формула.

Во второй половине прошлого года производители сахара потребовали принять срочные меры по защите внутреннего рынка. На встрече с министром они рассказали, что несут гигантские убытки, так как квот, выделяемых Молдове в рамках Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и Соглашения о свободной торговле DCFTA, недостаточно, экспорт на рынки СНГ практически остановлен по политическим причинам, а правительство не справляется с контрабандой сахара в страну. Также производители сахара указали на отсутствие поддержки со стороны министерства в строительстве оросительных систем, необходимых для производителей сахарной свеклы в Молдове, которая из-за частых засух находится в зоне рискованного земледелия. Все сказанное правильно, но только ли в этом дело? Не назвать других причин — значит немного слукавить. У фермеров, производящих сахарную свеклу, есть свое мнения по этому поводу.

Бизнес есть бизнес, и эта формула тоже практически всегда остается неизменной. Концерн Sudzucker в Молдове, как и во многих других странах, занимается бизнесом, суть которого — получение прибыли. Но в дело сахароваров вмешались иные, ранее отсутствовавшие обстоятельства. К примеру, Индия поставила Европе ультиматум: мы покупаем у вас машины и оборудование, так что позвольте продавать вам наш сахар. С такими же претензиями выступили и другие страны. За счет привозного сахара цены на него в ЕС упали. По нашей цене Европа его не купит.

Наверное, имеет смысл говорить о том, что экспорт на рынки СНГ, в частности в Россию, был практически остановлен по политическим причинам. Вместе с тем в той же России наблюдается перепроизводство сахара, молдавский ей не нужен. Благодаря изменению климата сахарная свекла в РФ укрепляет позиции, и урожайность достигает 40 и более тонн с гектара. В Молдове по той же причине, то есть в связи с глобальным потеплением, урожайность снижается, а значит, увеличивается себестоимость сырья и конечного продукта.

Таким образом, Россия становится основным конкурентом для Молдовы, где в отдельных регионах средняя урожайность свеклы в 2017 году превысила 600 ц/га, в то время как в Молдове она составляла 325 ц/га, что благодаря дешевым энергоресурсам позволило обеспечить как внутреннее потребление, так и активно экспортировать продукцию, в частности, в Казахстан, на рынок которого ранее поставлялся молдавский сахар.

В 2018 году были отмечены чудовищные потери — сахарная свекла была убрана только с 19 000 гектаров из общей территории в 22 000 гектаров. Потери составили настолько высокий процент, что многие фермеры не стали выращивать свеклу в следующем году. В 2019 году площади, на которых выращивают сахарную свеклу, сократились на 27 процентов, а продажи сахара упали на 8 процентов.

* * *
Год от года фермеров ожидает длительная засуха, а потом затяжные ливни. Неокрепшие плоды свеклы загнивают, качество падает. То есть сахаровары сталкиваются с реальной проблемой нехватки хорошего и недорого сырья. А где же его взять? По всей вероятности, в нынешнем, 2020 году, площади сахарной свеклы вновь сократятся. Когда государство не поддерживает аграриев — никто не хочет рисковать. И как бы ни было больно и печально, скорее всего, из-за нехватки сырья, дешевизны самого сахара и по другим ранее перечисленным причинам закроется и Дрокиевский завод, принадлежащий компании Sudzucker. И ничего личного, просто бизнес, где на первый план выходит фактор, который никто не сможет устранить, по крайней мере в обозримом будущем, — это изменение климата. И аграрии это понимают лучше всех.

Галина ПРОСОЛОВА
Источник: comunist.md