27 мая 1919 года в Бендерах произошло восстание против румынских оккупантов. Это восстание. стало одним из самых ярких свидетельств жажды свободы, стремления к независимости и счастью наших земляков.
Восстание продемонстрировало духовную сплоченность людей многих национальностей – русских, украинцев, молдаван, евреев, тех же французских солдат.
После аннексии румынами Бессарабии в Бендерах действовала подпольная организация большевиков. Она сыграла важную роль в подготовке восстания. Кроме организационных аспектов, члены группы вели пропагандистскую работу среди французских солдат, которые были размещены в Бендерах официально для охраны порядка. Во время восстания результаты пропаганды дадут о себе знать: многие французские солдаты будут сочувствовать восставшим, откажутся в них стрелять и даже примкнут к ним.
Один из солдат 58-ого Авиньонского полка, которые отказались стрелять в восставших и поплатились за это ссылкой на каторгу в Марокко, Марсель Тандю стал одним из видных деятелей французской компартии. Спустя год после Бендерского восстания он побывал в Москве и был принят Лениным. А в 1957 году Тандю вновь побывал в СССР, посетил Москву и Одессу, и в Одессе рассказывал о бендерских событиях 1919 года.
Предполагалось, что восстание в городе начнется, когда через Днестр переправятся части 6-й Украинской советской дивизии Никифора Григорьева. У него было около 20 тысяч человек, которые должны были поддержать бендерчан и в дальнейшем освободить Бессарабию от румынской оккупации. В феврале-апреле 1919 года части Григорьева активно действовали на юге Украины, принудив французские и греческие войска последовательно оставить Херсон, Николаев и Одессу.
Однако в намеченный день на помощь подошли не больше 200 красноармейцев. Виной тому стал, с одной стороны, мятеж Григорьева, а с другой стороны, – положение на фронте, поскольку внезапно началось наступление Деникина на Донбассе, и силы РККА, которые планировалось ввести взамен григорьевских частей, пришлось срочно переправить туда.
Тем не менее, начало операции было успешным. 27 мая рота красноармейцев переправилась через Днестр в районе разрушенного еще в апреле железнодорожного моста. Накануне восстания руководство Бендерского партийного комитета мобилизовало городских рабочих-активистов и образовало рабочие дружины.
Переправа совершена удачно, румынская застава снята без выстрела, часовые других постов спали и также сняты. Направившаяся в сторону вала Бендерской крепости цепь из 40 штыков заставила последнюю выкинуть белый флаг. Другой небольшой отряд захватил вокзал, откуда без всякого боя бежали жандармы и румынские солдаты. Часть восставших рассыпалась по городу, чтобы призвать население к оружию.
На улицу вышли рабочие. Некоторые из них уже были вооружены, многие получили оружие, собранное подпольщиками заранее. Соединившись в отряды, вооруженные рабочие вместе с красноармейцами выбили оккупантов из городских учреждений. 27 мая почти весь город был в их руках, власть фактически перешла к народу. Французские и румынские войска отступили по направлению к Каушанам и Борисовке. Десятки французов присоединились к восставшим.
Когда французское командование отдало приказ о подавлении восстания, значительная часть солдат не подчинилась.
Для подавления восстания командование французских войск подтянуло артиллерию и бросило на город алжирских стрелков-зуавов и польских легионеров. Алжирские зуавы — своего рода спецназ французской армии того периода. Безжалостные, опытные и выносливые бойцы, они использовались во многих операциях, в том числе и карательных. Зуавам удалось сломить сопротивление восставших, началась расправа.
Сочувствующие восстанию французские солдаты, предчувствуя наметившуюся резню, встали цепью между зуавами и восставшими, которые отступали к Днестру. Алжирцы отказались стрелять во французов. Они так и стояли друг против друга, невзирая на истошные крики командиров. Благодаря этому группе восставших удалось переправиться на левый берег Днестра и спастись.
Восстание было подавлено. В Бендерской крепости каратели расстреливали каждого десятого из захваченных в плен повстанцев. 46 человек без суда и следствия были расстреляны в нижних укреплениях крепости со стороны Варницы. Много восставших было расстреляно на месте — в городе, в садах, на кладбище. Раненых, которых подобрал и спрятал персонал городской еврейской больницы, расстреляли по доносу провокатора, а работников больницы за укрывательство и медицинскую помощь предали военно-полевому суду.
Оккупанты прочёсывали город, оцепляли кварталы, производили повальные аресты, обыски и облавы. Только за первый день после подавления восстания в Бендерах были арестованы 1500 человек. Летом 1919 г. в Кишиневе был проведён судебный «процесс 108-и». Он осуществлялся над участниками большевистского подполья, которое должно было распространить восстание на всю Бессарабию. 19 человек были приговорены к смертной казни (большей частью заочно), еще 21 — к пожизненному заключению, 30 — к различным тюремным срокам и каторжным работам.
Оправдательная речь адвоката Николая Коча на судебном процессе очень точно передает причины восстания.
«Имеем ли мы право требовать от бессарабцев, русских, евреев и даже от бессарабских молдаван, чтобы они любили румын и не предпочитали им русских? – спрашивал он. – Что сделали мы в течение двух лет румынского управления, чтобы привлечь к себе симпатии бессарабцев? Они имели свободную страну. Русская революция дала им все права и свободы. Что им дали взамен? Жандармов! Агентов сигуранцы! Грабителей-перчепторов! Всех бандитов из старой Румынии. И хотите теперь быть любимыми? Вы хотите, чтобы бессарабец любил кулак и каблук жандармов! Где тот патриотизм, который не изберет из двух родин более справедливую и более демократичную? Если действительно эти «заговорщики» хотели освобождения Бессарабии, то вы не имеете права их наказывать. Спасать надо Бессарабию не от них, а от грабителей и убийц».
Бендеры останутся в оккупации более 20 лет, пока в 1940 году после ультиматума советского правительства Румыния не выведет свои войска из Бессарабии.
В память об этих событиях в 1969 году в день 50-летия восстания, в честь его участников, на берегу Днестра в Бендерах был воздвигнут 18-метровый памятник «Доблестным борцам за власть Советов».
…Никуда не делись оккупанты и их идеи, которые нам сегодня усиленно навязывают так называемые «братья». Эти они – потомки тех, кто уничтожал нас во славу «объединения» с 1918-го по 1940-й годы. Это они и сегодня хотят уничтожить государственность Молдовы. Поэтому мы должны помнить героев, которые не щадили своих жизней в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Дмитрий Крымов,
Пресс-служба ЦК ПКРМ
27 мая 2024 года
Комментариев нет