По итогам второго тура мнения Центризбиркома, наблюдателей и оппозиции разделились. Если ЦИК объявил, что голосование прошло без серьезных нарушений, то многие наблюдатели и оппозиционные политики говорят об инцидентах, которые ставят под большое сомнение свободный, справедливый и демократический характер выборов. Большинство комментаторов сходятся во мнении, что эта избирательная кампания была особенной и отличалась рядом явлений, которые доходили до крайностей на некоторых избирательных участках.

«Выборы, подозрительные от А до Я»

Международные наблюдательные миссии в своих предварительных заявлениях отмечают, что второй тур президентских выборов в Молдове был организован достаточно хорошо, не считая некоторых процедурных проблем. В то же время они обращают внимание на правовые недостатки, несбалансированное освещение в СМИ и влияние иностранного вмешательства, а также рост негативной риторики со всего политического спектра, направленной против обоих кандидатов, которая часто распространялась через социальные сети.

По данным наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ и Европарламента, соревнования между кандидатами не были равными: Майя Санду продолжала получать преимущества благодаря нецелевому использованию государственных ресурсов, хотя и менее, чем в первом туре, и в контексте несбалансированного освещения в СМИ. Мониторинг медиа-пространства показал, что отслеживаемые телеканалы «продемонстрировали тревожную предвзятость, при этом освещение Санду было почти исключительно позитивным или нейтральным, в то время как освещение ее оппонента Александра Стояногло было более критическим, включая менее позитивное и некоторое негативное освещение в редакционных программах».

Партия социалистов заявила, что не признает голосование на зарубежных участках и намерена обратиться в Центризбирком и Конституционный суд по поводу допущенных нарушений. В ПСРМ считают, что прошедшие президентские выборы, особенно в приднестровском регионе и за рубежом, никак нельзя назвать свободным и демократическим волеизъявлением народа.

Оппозиция обращает внимание на массовое использование властями административного ресурса, принудительную мобилизацию работников бюджетной сферы, неравноправный доступ к СМИ, необоснованное сокращение избирательных участков, блокирование доступа избирателей к участкам, агитацию в день тишины и в день выборов, сотни случаев преднамеренной фальсификации, пропажу печатей и урн для голосования. В результате, отмечают в ПСРМ, сотни тысяч граждан страны не смогли воспользоваться своим правом голоса.

Целый ряд политиков и экспертов в Молдове и за рубежом заявили о фальсификации избирательного процесса в Молдове. Так, французский политик и лидер партии «Патриоты» Флориан Филиппо назвал молдавские выборы «подозрительными от А до Я», обратив внимание на то, что результаты сильно зависят от количества доступных избирательных участков, а власти ограничили доступ к выборам для молдаван, которые голосовали бы по-другому. «Все это было подстроено. Это договорные выборы. Как референдум, так и президентские выборы были сфальсифицированы», — написал французский политик в соцсети, отмечая, что в Молдове «каждый раз ситуацию переворачивали, благодаря голосам проживающей за рубежом диаспоры, которые гораздо сложнее проверить».

Как отмечает глава наблюдательной миссии Николай Панфил, таких выборов в Молдове еще не было: «Эта избирательная кампания была особенной по сравнению с другими. Я заметил много моментов, которые ставили под сомнение свободный или менее свободный, честный или менее справедливый характер выборов». В то же время, по его словам, явления, которые доходили до крайности на одних избирательных участках, уравновешивались электоральной ситуацией на других участках.

Электоральная коррупция

Борьба с электоральной коррупцией легла в основу многочисленных действий властей, которые до сих пор не были свойственны избирательному процессу в Молдове. После завершения первого тура выборов, напомним, президент Майя Санду заявила, что около 300 000 голосов могли быть сфальсифицированы. С декларациями на эту тему на протяжении последующих двух недель неоднократно выступали представители правительства и правоохранительной системы. Как отметил премьер-министр Дорин Речан 3 ноября, МВД и другие учреждения «очень интенсивно работают, чтобы предотвратить эту атаку на нашу демократию».

Правда, озвучиваемые правоохранителями цифры оказались далеки от сотен тысяч голосов, на которые ссылалась глава государства: около 400 подозреваемых и несколько десятков человек, которым предъявлено обвинение.

Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) отчитался, что в рамках расследования коррупционных схем на выборах и незаконного финансирования политических партий были проведены десятки обысков и рейдов – в Чимишлии, Комрате, Хынчештах, Калараше, Страшенах, Ниспоренах, Криулянах, Флорештах, Оргееве, Штефан Водэ, Бельцах, Новых Аненах, Кишиневе и Резине.

По данным прокуратуры, 32 человека были задокументированы за электоральную коррупцию на референдуме и выборах 20 октября 2024 года. Речь идет о подкупе избирателей, составлении списков заинтересованных лиц, передаче их персональных данных третьим лицам и финансовым учреждениям за пределами Молдовы для получения незаконного вознаграждения за голосование в пользу конкретного кандидата. В то же время НЦБК наложил штрафы на сумму более 3,5 млн. леев на основании протоколов о «пассивной электоральной коррупции».

На протяжении дня выборов, как и накануне, Генеральный инспекторат полиции неоднократно напоминал о санкциях за предложение и получение денег за голосование в пользу определенного кандидата. МВД использовало все доступные способы: от звонков и смс до объявлений в магазинах и общественном транспорте. Обыски и задержания в рамках расследования о подкупе электората продолжились в день тишины и в день второго тура президентских выборов. Как минимум один экипаж полиции располагался у каждого избирательного участка.

Однако результаты не особо впечатляют: полиция сообщает о 26 случаях обоснованного подозрения в подкупе избирателей на выборах 3 ноября, по которым было составлено 2 протокола и начато расследование для выяснения предполагаемых нарушений. В одном из таких случаев заявление поступило от 68-летнего избирателя из Дрокиевского района, который сообщил, что женщина из того же населенного пункта предложила ему и его жене деньги за голосование против одного из кандидатов: 1600 леев мужчине и 2700 леев его супруге. В ходе обыска дома у подозреваемой были обнаружены около 24 000 леев, списки людей, которым заплатили за голосование против кандидата на выборах, листовки и другие доказательства.

Полиция также побывала с обысками в доме 40-летней женщины из Унген, подозреваемой в подкупе избирателей, которой «удалось завербовать несколько человек в населенном пункте». В ее доме и автомобиле были обнаружены и изъяты черновики, деньги и предметы с символикой, характерной для группы «Шор».

Лже-минирования в Молдове и за рубежом

По данным анонимных источников Reuters в правительстве Молдовы, накануне второго тура власти обратились к ряду европейских стран с просьбой в случае ЧП на избирательных участках применять процедуры и протоколы, которые не прерывают процесс голосования. Речь идет об Италии, Франции, Германии, Испании, Канаде, Румынии, США и Великобритании, где ожидались попытки срыва голосования, в том числе с помощью ложных сообщений о минировании.

По данным Министерства иностранных дел и евроинтеграции, в день выборов на участки за рубежом поступило 14 ложных сообщений о заложенной бомбе: в Болонье, Париже, Марселе, Ливерпуле, Нортгемптоне, Бухаресте, Брашове, Минске, Мадриде, Берлине, Гамбурге, Франкфурте и Кайзерслаутерне. Председатель ЦИК Анжелика Караман отметила, что впервые в истории молдавских выборов подобные инциденты зафиксированы на избирательных участках за рубежом.

В ряде стран власти эвакуировали людей для проведения проверок, в других – полиция разрешила продолжить процесс голосования, убедившись, что непосредственной угрозы нет. В конечном итоге все участки продолжили работу, за исключением Ливерпуля (Великобритания), где местные власти заявили о невозможности дальнейшего проведения голосования после информации об угрозе взрыва. Избирательное бюро было перемещено из Ливерпуля в Манчестер.

В числе других инцидентов – разбитое окно в здании посольства в Берлине, где был организован участок для голосования. На место происшествия была вызвана полиция, которая задержала хулигана.

В Молдове из-за угрозы терактов сотни людей, прибывших из Приднестровья, столкнулись со сложностями при попытке реализовать свое право голоса. Ложные сообщения о минировании получила школа в Варнице, где были открыты три участка, на которых голосовали граждане из приднестровского региона. Комиссию и избирателей эвакуировали, а урны для голосования вынесли, чтобы предотвратить повреждение бюллетеней. Участки продолжили свою работу спустя длительный период времени, многие проголосовать не смогли.

Кроме того, дважды «минировали» мост через Днестр, между городами Рыбница и Резина, по которому избиратели из Левобережья пытались проехать в Молдову. В результате движение было приостановлено, образовывались километровые очереди. Представители полиции также сообщили еще об одной причине задержек: на внутреннем таможенном посту находился некий человек, который не сотрудничал с правоохранительными органами и «имел подозрительный ящик», отказываясь раскрывать его содержимое.

Приднестровцы утверждают, что полиция разными способами ограничивала доступ в Резину, пропуская не более одной машины каждые 10 минут после тщательной проверки. Если в автомобиле находились пассажиры не из одной семьи, их просили выйти и идти пешком. В полиции, комментируя эти инциденты, отмечают, что «каждый раз правоохранители реагировали согласно протоколам, чтобы исключить риск для безопасности граждан».

Кибератаки и незаконные трансляции

На протяжении второго тура наблюдатели от Ассоциации Promo-LEX зафиксировали около 800 инцидентов. Большинство из них, как и двумя неделями ранее, касались нарушения тайны голосования: 229 случаев фотографирования избирательных бюллетеней. На втором месте – недостатки в информационных системах Центризбиркома (127). Еще в 65 случаях были обнаружены недочеты в списках избирателей, а в 51 случае речь идет о прерывании съемочного процесса на избирательных участках.

Среди других нарушений – необоснованное присутствие неизвестных лиц на участках или возле них, организованная перевозка избирателей, неправильное хранение дополнительных бюллетеней, предвыборная агитация или черный пиар, необоснованное групповое голосование, акты запугивания или насилия, препятствование работе наблюдателей, необоснованная приостановка голосования, проблемы со списками избирателей, опечатывание урн с нарушением правил, недостатки в работе информационной системы SIAS Alegeri.

МВД дополняет, что на некоторых участках была повреждена, утеряна или украдена печать. Не обошлось без конфликтов, хулиганских действий, присутствия на избирательных участках лиц «под градусом».

Различные онлайн платформы, связанные с выборами, весь день второго тура сталкивались с проблемами из-за кибератак, исходящих из разных стран мира. Как сообщила Служба информационных технологий и кибербезопасности (STISC), сайт voteaza.md подвергся мощной DDoS-атаке, которая повлияла на его доступность. Спустя некоторое время работоспособность платформы была восстановлена. Объектами атак стали сайты Центризбиркома, парламента и ряда других госучреждений.

STICS обнародовала график, согласно которому число запросов в рамках DDoS-атак достигло пика 3 ноября с 16 до 17 часов. Эксперты заявили о скоординированных кибератаках на инфраструктуру подключения к национальным системам регистрации избирателей. В результате возникали трудности в соединении между участками и центральными системами регистрации – как в Молдове, так и за рубежом.

Впервые зарегистрировано такое явление, как незаконные прямые трансляции с участков, расположенных за рубежом – в Таллине, Болонье, Римини, Милане, Риме, Штутгарте и Барселоне. Люди с телефонами, установленными на штативах, снимали всех входящих и выходящих избирателей. На изображениях, появившихся в социальных сетях, видно, что на избирательном участке в Болонье телефон, следящий за гражданами, был прикреплен к стулу на штативе.

Некоторые избиратели жаловались на незаконные действия со стороны персонала избирательных комиссий. Девушку, которая пришла проголосовать на участок в Турине, Италия, «попросили» поставить подпись и за другого человека, который якобы «забыл» расписаться. В видео, опубликованном в социальных сетях, девушка говорит, что отказалась ставить расписываться дважды.

В своих отчетах Promo-LEX обращает внимание на неудовлетворительные условия на избирательных участках: 224 из них оказались недоступны для людей с ограниченными возможностями, а на 203 отсутствовало отопление. В 271 участке наблюдалась высокая загруженность в отдельные периоды, особенно это касалось 12 из 30 участков для избирателей из Приднестровья и 48 из 65 участков за рубежом. На избирательных участках в Москве (Россия) и Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) за 2 часа до их закрытия закончились избирательные бюллетени. При этом очередь в посольство Молдовы в РФ, где были открыты два участка для граждан, голосующих в России, растянулась почти на 200 метров.

На этом фоне полиция сообщила об организованной доставке избирателей на многие участки в Молдове и за рубежом, включая организованный переброс граждан воздушным и наземным транспортом из России в Беларусь, Азербайджан и Турцию. Многие так не смогли добраться до избирательных участков: нескольким автобусам, следующим в Молдову, не разрешили пересечь границу между Россией и Латвией – «по соображениям безопасности». В то же время в соцсетях можно найти много подтверждений доставки избирателей на участки и в европейских странах. Комментаторы обратили внимание на различный подход госучреждений, которые в одних случаях за организованной перевозкой видели незаконное действие, а в других — «образцовую мобилизацию диаспоры».

Так что, хотя в окружении вновь избранного президента сейчас празднуют победу, у этой победы очень горький привкус.

Ион Мунтяну

noi.md