После сообщения о переоценке жилья, народ ринулся проверять насколько изменилась цена на квартиры, дома и дачи, и прикидывать сколько им придётся платить в будущем. У некоторых сумма подскочит втрое. Если было, к примеру, 400 леев, то станет 1200. Есть люди, для которых и пару сотен не лишние.

Дело не только в том, что налог вырастет, а и в том, как цинично власти пытаются это оправдать.

К примеру, депутат Раду Мариан, не постеснялся сказать, что в ЕС налог достигает 500 евро, а у нас какие-то 15-50… Так что, мы с нашими зарплатами должны «бежать» за Евросоюзом? Или это цена евроинтеграции? Если так, то да ну её к лешему.

«Ну мы же хотим при этом инфраструктуру, мы хотим развитые населенные пункты» — сказал Мариан. Все хотят. Так что всё надо переложить на плечи населения? А вы чем будете заниматься, вооружением?

Опустим вопрос о том, что сама оценка недвижимости – это сплошной обман.

По правилам, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и некоторые другие категории людей освобождены от уплаты налога на недвижимость. Но только в том случае, если их квартира в Кишиневе по кадастру стоит меньше 500 тыс. леев. Если она стоит уже 800 тыс. леев, то налог рассчитывают только из разницы — 300 тыс. леев. По новой оценке, к примеру, двухкомнатная хрущевка на Ботанике стоит около 800 тысяч, так что, скорее всего, платить придётся всем. По крайней мере в столице.

Но тяжело не только пожилым людям. В Кишиневе немало семей, где кормильцы получают зарплату гораздо ниже средней и даже минимальную, которая по сообщению властей в 2026 году составит 6 300 леев. Иногда на «душу» приходится чуть более 3 тысяч и это без учёта коммуналки.

Насколько гуманно в нищей стране повышать налоги сразу в 2,5-3 раза?

«Будем говорить прямо, у нас сегодня каждый третий житель страны находится за чертой абсолютной бедности – это когда человек не способен «купить» минимальную потребительскую корзину, поясняет для КП в Молдове доктор экономических наук Михаил Пойсик. – Причем в эту категорию входят не только пенсионеры. Напомним, что за чертой абсолютной бедности в 2019 году, когда к власти пришла ПАС, находилось около 25% населения. То есть, мы падаем в бездну нищеты. То, что у нас растёт стоимость жизни – это общеизвестный факт. Резкий скачок оплаты за недвижимость приведёт к ещё большему уровню бедности. Люди будут просто в шоковом состоянии. При росте внешнего и внутреннего долга государства власти ищут возможности где-то что-то урвать. Если бы речь шла о повышении на 10-15% в год или два, человек бы подстроился. И этот поэтапный механизм оплаты можно было разработать. Но когда налог повышается сразу и в разы – это за пределами добра и зла. Мы ещё не совсем понимаем, насколько на самом деле вырастет налог, какие ещё компоненты будут включены в расчёт. Всё это называется шоковой терапией».

Налог на недвижимость идёт на развитие населённых пунктов. Что касается Кишинёва, то мы платим ещё и так называемый налог на благоустройство территорий – 120 леев. Пенсионеры не платят, хотя, к примеру, студенты от налога не освобождаются. Как правильно заметил Михаил Пойсик, налог оплачивается по числу прописанных в квартире, даже если они много лет не живут в стране и благами цивилизации нашей столицы не пользуются.

Повышаются цены на ОСАГО, изменили правила оплаты страхового медицинского полиса, даже за место на кладбище и захоронения цены выросли в разы и т.д. Что дальше?

P.S.

Михаил Пойсик вспомнил сказку про Чиполлино, когда принц Лимон ввел «налог на воздух». Тоже жёлтый, как сами знаете кто. Ну а кавалер Помидор сообщил жителям, что после введения платы за воздух они стали меньше дышать, что возмутительно.

Ну там ещё есть про налог на недвижимость. Сеньора Тыкву просто вытурили из его крошечного дома. Как в воду глядел Джанни Родари. Такими темпами нам скоро негде будет жить.

www.md.kp.media