Теперь я точно знаю, почему хотят ликвидировать Республиканскую клиническую инфекционную больницу им. Т.Чорбэ в центре Кишинева и переселить ее в кожвендиспансер в пос.Кодру. Я побывала на своеобразной экскурсии по больнице. Осмотрела старинные здания, которые снаружи восхищают своей архитектурой, созданной известным зодчим Михаилом Чекеруль-Кушем, а внутри представляют собой современную клинику. Прошла по очаровательной территории, ухоженной и радующей глаз. Нет сомнений — идет борьба за лакомый кусок земли в самом центре молдавской столицы уже с готовыми зданиями. Весь этот квартал может стоить миллионы, не леев, конечно.

Недавно, 15 января, отмечалось 160-летие со дня рождения выдающегося врача, основателя лучшей в стране инфекционной больницы Томы Чорба, от которого скоро может остаться в истории только название столичной улицы (если не переименуют) и могилы на Центральном кладбище в Кишиневе.

Как устроена больница

— Когда к нам приехали британцы, увидели эти старинные здания, они не скрывали восхищения, — рассказывает Галина Кириякова, зав. отделением интенсивной терапии больницы им. Т. Чорбэ. — И в результате на средства Всемирной Организации Здравоохранения было отремонтировано отделение интенсивной терапии. Это современные, оборудованные помещения с отдельными боксами и “красной зоной”. В нем только нет аппаратов для искусственной вентиляции легких, нам их не поставили.

Кстати, остался только один из старых внушительных корпусов, возведенный известным архитектором, который требует реставрации (пока он пустует). На это готовы выделить деньги иностранные доноры. Но только под больницу, а не под что-то еще. Еще один корпус начали строить в 1990-х, собирались открыть там отделение для больных СПИДом, но таких пациентов начало забирать другое лечебное учреждение, так здание и стоит недостроенное. То есть, имеется реальная возможность еще больше расширить клинику, создав там новые палаты.

К отделению интенсивной терапии сделан проезд (и проход) с ул.А. Лэпушняну, тогда как главные ворота находятся на параллельной улице А.Щусева. Это сделано для еще бОльшей безопасности пациентов и медперсонала.

Вообще, поражает, как в инфекционной больнице предусмотрено разделение корпусов, палат, понятное дело, и пациентов — заболевший ковидом никогда не окажется рядом, да и вообще не встретится с тем, у кого гриппозная пневмония. А носители кишечной инфекции не заразятся в больнице вирусной дрянью. У каждого отделения — свой вход, иногда даже по два и более входов. В случае эпидемии, как было с ковидом, в больнице буквально за кратчайшее время освобождались помещения, опять же, с отдельным доступом в них.

При въезде в больницу машины скорой помощи проходят санобработку, как и, собственно, сами бригады скорой помощи. Больных, которым еще не поставлен диагноз, направляют в боксы с одной койкой (в каждом — отдельный выход во двор клиники). Там их осматривают, и только потом отправляют в нужное отделение.

Я сбилась, считая количество корпусов в клинике, но их, больше пяти, включая то самое здание, которое тянется вдоль всего квартала на ул. Штефана чел Маре, а также административного особнячка и лабораторий. Некоторые построены более 110 лет назад. Есть корпус “помоложе” — он возведен в 1960-х (тоже отреставрирован по-современному), там расположены кишечные отделения, но одно сейчас отдано под лечение больных ковидом. И также там несколько входов.

В одном корпусе инфекцию не удержать

Кстати, по поводу злосчастного ковида… Все мы помним, что больница Тома Чорбэ была первой на рубеже борьбы с коронавирусом в Молдове. И уже через три месяца после обнаружения первого заболевшего коронавирусом в стране врачи этой клиники ездили по другим лечебным учреждениям и обучали своих коллег тому, как правильно действовать в условиях пандемии. Больница перестроилась так быстро, что в буквальном смысле, сохранила жизни своих врачей, медсестер и, как говорят сейчас, вспомогательного персонала. К сожалению, не спасли только водителя “скорой”, у которого было серьезное хроническое заболевание.

Остальные все работники Тома Чорбэ выжили во время пандемии ковида, оставаясь по несколько дней в больнице. Сохранили свои жизни и спасли тысячи жизней жителей Молдовы. Во многом благодаря соблюдению тех самых эпидемиологических норм, под которые “заточена” эта больница со всеми своими отдельными входами, боксами и палатами.

Во время моего визита в больницу им. Т.Чорбэ там проходили лечение 40 больных ковидом средней тяжести и 6 тяжелых (с пневмонией).

И если, не дай Бог, конечно, больницу в центре продадут каким-нибудь коммерческим структурам или подарят за определенную мзду сомнительной организации (мол, бесплатно отдали), а медперсонал и оборудование переселят, как намерены сделать власти, в кожвендиспансер (у которого только одно здание), то такого варианта с отдельными входами и палатами там не создать. Даже не хочется представлять, что будет в случае эпидемии. Да и не только эпидемии, — инфекцию уже невозможно будет локализовать, и любое заболевание может вылиться в эпидемию… Но кого это волнует в нашей стране, когда речь идет о деньгах… о больших деньгах?!

Кроме того, что корпуса больницы Тома Чорбэ устроены так, чтобы пресечь распространение инфекции, здесь даже создана система обеззараживания канализации.

А еще во дворе установлен агрегат, который вырабатывает кислород. По медным трубкам кислород поступает прямо к кроватям больных в отделение интенсивной терапии.

Особая гордость клиники — две лаборатории, в одной из них делают анализы по иммунологии.

Еще персонал больницы гордиться двумя кафедрами Государственного медицинского университета им. Н.Тестемицану. Одна из них — кафедра инфекционных, тропических заболеваний и медицинской паразитологии — для студентов университета. Вторая — для повышения квалификации медперсонала в области инфекционных заболеваний.

Мифы и сплетни

В ходе “экскурсии” я поняла, зачем распространяется нелепая информация о больнице Тома Чорбэ. Причем, информация из разряда той, что легко можно проверить. Например, с высокой трибуны заявляют, что в клинике нет детского отделения. Есть. Отдельное здание у главного въезда со стороны ул. А. Щусева. Есть профессиональные врачи, отлично разбирающиеся в лечении инфекционных заболеваний у детей. И, к великому сожалению, есть маленькие пациенты, поток которых не становится в разы меньше.

Только за 2023 год в больницу им. Т.Чорбэ было госпитализировано почти 470 детей.

Кстати, о потоке пациентов. То есть, о заполняемости больницы.

И те, кто нас пытается упрекать в том, что у нас заполняемость на 75 процентов, очень сильно лукавят. У нас никогда не было заполняемости на 75 процентов. НИКОГДА! Всегда заполняемость на 85-90 процентов. На 100 % — это уже преступление. Потому что если у меня здесь лежит человек с гриппом, я не положу рядом с ним пациента с ковидом. Это было бы крайне глупо и преступно! К сожалению, не все это понимают.

Собственно, есть официальная статистика: все пациенты подсчитаны. В прошлом году госпитализированы 5233 пациента. В 2022-м — 4380 пациентов. Как видим, количество пациентов с инфекционными заболеваниями, к которым требуется особый подход, не падает. А этот особый подход могут обеспечить только в специализированной клинике им. Т.Чорбэ, чтобы из-за определенного числа заболевших не разразилась эпидемия.

Немного истории и современности

История больницы им. Тома Чорбэ началась с печального события в 1884 году, когда в Кишиневе бушевала эпидемия оспы. Тогда городская власть открыла что-то вроде мини-больницы на 15 коек для лечения оспенных больных в доме местного жителя Харченко на улице Госпитальной (с 1964 года улица носит имя Тома Чорбэ). В Кишиневе тогда был только один санитарный врач Зефиров, который и боролся с оспой. После эпидемии эта мини-больница стала детской заразной лечебницей. А уже “настоящую” заразную больницу на 25 коек городская дума учредила только в 1891 году.

Правда, первые 9 лет больница кочевала по съемным домам. Заведовал больницей Зефиров, вплоть до 1896 года, когда на это место был принят Тома (Фома) Чорбэ (Чорба).

Родился Тома Чорбэ 15 января в Кишиневе в 1864 году Учился в Кишиневской мужской гимназии, В 1893-1896 гг работал санитарным врачом в Кишинёве

Именно Тома Чорбэ настоял на строительстве отдельного здания для больницы. Власти дали 32 тысячи рублей и выделили участок земли прямо напротив Земской больницы. Сегодня — это Республиканская больница травматологии и ортопедии, которая так и находится в самом центре города. С ужасом думаю, что ее ожидает та же участь, что и больницу Тома Чорбэ, потому что участок земли под клиникой — а это больше половины квартала — очень лакомый кусочек.

Тома Чорбэ дневал и ночевал на стройке, закладывая основы “разводки палат”, согласно логике борьбы с эпидемиями, вместе с архитектором Михаилом Чекеруль-Кушем. То есть, еще тогда врач предусмотрел отдельные входы, подъезды к различным отделениям. Строили быстро. Первое здание — то, что выходит на ул. Штефана чел Маре, — было построено за полтора года и открыто уже 26 ноября 1900 года. После новых эпидемий в 1905-1908 гг были построены и другие здания.

Позже появился и особняк, в котором жил сам Тома Чорбэ на территории больницы. Именно он заложил основы борьбы с инфекционными заболеваниями. И в его особняке потом, в советское время, жили медсестры, которых в любой момент могли вызвать на работу. Сейчас там расположена бухгалтерия и административные помещения, в подвалах хранятся медикаменты.

Как и Тома Чорбэ, и позже советские медсестры, медперсонал больницы жил неделями на территории клиники во время пандемии коронавируса, рискуя своими жизнями, ради спасения жизней тысяч людей!

Томе Чорбэ не раз предлагали завидные места в Санкт-Петербурге, но он оставался верным Бессарабии.Прививал себе инфекции, находил пути их лечения. Великий врач скончался 30 декабря 1936 года.

И напоследок я скажу…

Если бы выдающийся врач Тома Чорбэ, положивший жизнь на создание уникальной инфекционной больницы, в которой все предусмотрено для нераспространения заразы и для эффективного лечения, узнал, что его детище хотят пустить с молотка, он бы, наверное, проклял “власть грядущую” (для нас — власть нынешнюю). И был бы тысячу раз прав! Не только потому, что он вложил силы и знания в создание больницы и основ борьбы с инфекционными заболеваниями. А еще и потому, что тысячи людей в его родном крае останутся без эффективно построенной лечебницы, без защиты, под угрозой возникновения эпидемий. Да и то, что развивалось и создавалось почти 130 лет, взять и в один момент развалить…ради нового автомобиля и особняка где-нибудь в Австрии?! Это просто бесчеловечно и преступно!

www.md.kp.media