Всем известный пример правописания оказался актуальным на этой неделе.
На текущей неделе СМИ активно обсуждали высказанное премьер-министром Ионом Кику недовольство работой кабмина, которое, по его мнению, вполне может закончиться освобождением некоторых министерских портфелей. Грядут увольнения министров, и ста дней не отдавших на благо Родины, или нет — покажет ближайшее время. Заниматься предсказанием в системе управления нашим государством — дело неблагодарное. Точнее, непредсказуемое.
Начнем с того, что правительства сменяют друг друга с запредельной частотой. «Уж сколько их упало в эту бездну», как говорила Марина Цветаева. Исключение в новейшей истории Молдовы составляет, пожалуй, период управления страной с 2001 по 2009 годы, положивший конец правительственной чехарде. И экономика в тот период росла, и благосостояние, и социальная справедливость. На третий день после выборов 2001 года, например, прекратилось пресловутое «веерное отключение электричества», и даже самые темный городские кварталы были освещены. У власти находились профессионалы.
Глава кабмина еще в ноябре был уверен, что с командой министров-профессионалов, которые не подвержены политическому влиянию, ему удастся добиться внедрения реформ и их успешного проведения. Однако подобными высказываниями премьер наталкивает граждан на размышления: или его технократы совсем не технократы, или они все же технократы, но подвержены политическому влиянию, или одно из двух.
К слову, профессионалы, управлявшие страной в начале 2000-х, никуда не исчезли, они и к работе готовы. Что же касается «подверженности политическому влиянию», напомним слова В. И. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Не существует неуправляемых процессов, не существует (назовите их хоть профессионалами, хоть технократами, хоть министрами) управленцев, не подверженных политическому влиянию.
* * *
Профессионализм министров-технократов требует экспертной оценки, потому оставим сей труд специалистам. Каковы из состава кабмина управленцы — судить по результатам управленческого труда. По плодам их. Очевидно, Ион Кику определенные выводы сделал. Да и нам не помешает. Для начала зададимся вопросом: может ли плохое дерево принести хорошие плоды?
Корнелиу Попович
В 2008 году указом президента Владимира Воронина был назначен заместителем директора Академии публичного управления. В этом же году, также указом Воронина, был отправлен в отставку с должности. Причина — темная история с пропажей двух суперкомпьютеров, отданных на тестирование. Действительно, настоящий «технокраД».
В 2011– 2015 гг. работает заместителем председателя акционерного общества DAAC Hermes. Надо ли напоминать, как ПИФы (приватизационно-инвестиционные фонды) обобрали молдавский народ? Интересно, какой управленческий опыт приобрел господин Попович в структуре ПИФ DAAC Hermes?
В 2019 году Корнелиу Попович становится министром образования, культуры и исследований. Судя по неоднократным заявлениям профессионального «технокрада» об угрозе образованию, культуре и науке, скоро молдавскому образованию, культуре и науке действительно придет конец.
Фадей Нагачевский
Ныне министр юстиции. Юрист и советник спикера Парламента Республики Молдова Зинаиды Гречаной. Ранее был адвокатом Партии социалистов РМ. Три года назад в расследовании RISE Moldova говорилось, что Фадей Нагачевский был представителем кипрской компании HB Strenton Limited, подконтрольной семье депутата от ПСРМ Аллы Долинцэ. Компания владеет офисом Партии социалистов в центре Кишинева.
Аурелиу Чокой
Министр иностранных дел и европейской интеграции, имеет дипломатический опыт и соответствующее образование. Был послом Молдовы в Китае, в Германии. А также был советником Игоря Додона по вопросам внешней политики. Так что при назначении на должность дело вряд ли обошлось без протекции.
Виорика Думбрэвяну
Министр здравоохранения, труда и социальной защиты. Была госсекретарем Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты при правительстве Павла Филипа. 27 июля 2019 года была назначена советником президента Игоря Додона в области социального развития.
Ион Пержу
Министр сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды, В 2017-м пришел в президентуру в качестве советника Додона по вопросам агропромышленного комплекса и государственного управления. Ранее был заместителем министра сельского хозяйства и пищевой промышленности в правительстве Зинаиды Гречаной (2008– 2009 г.).
Павел Войку
Последовательный карьерный рост от следователя до комиссара полиции и министра внутренних дел нелогично прерывают два события. Первое: с июля 2012-го по апрель 2015-го — гендиректор металлургического завода АО Laminorul в румынском муниципии Брэила. Второе: с 8 июня 2019 года был министром обороны Молдовы в правительстве Майи Санду. Как говорится, в огороде бузина…
В 2017-м назначен советником президента Игоря Додона по особым поручениям.
Сергей Пушкуца
Вице-премьер, министр финансов. Штрих к портрету профессионала от финансов. Согласно декларации о доходах, только в 2018 году С. Пушкуца заработал на посту главы налоговой службы 322 тысячи леев.
Семья Пушкуцы также получила 1,5 миллиона леев от продажи принадлежащих ей участков земли и еще 1 миллион леев от ее аренды. Согласно декларации, у семьи Пушкуцы есть еще более 250 участков земли площадью от одного до четырех гектаров. В 2018 году Пушкуца купил автомобиль Skoda за 556 тысяч леев.
Виктор Гайчук
В 2017 году Игорь Додон выдвинул Виктора Гайчука на пост министра обороны. Кандидатуру отклонили в пользу Еуджена Стурзы, за отказ назначать которого Конституционный суд временно «отключил» Додона от исполнения обязанностей. Является непрямым родственником «всенародного».
* * *
Похоже, перед главой кабмина стоит неразрешимая задача отнюдь не из области грамматики. Тут одной запятой не обойтись. На кого из министров ни кинь тревожный взгляд — то ли сподвижник, то ли советник президента. (Кстати, сам Ион Кику с 12 июля по 15 ноября 2019 года — советник Игоря Николаевича по экономическим вопросам.)
Кто и кого собрался увольнять? В кабмине обнаружился синдром унтер-офицерской вдовы? Или, может, это старое, как мир, «бей своих, чтобы чужие боялись»?
Скорее, другое. И ста дней не прошло, как самим министрам стало ясно, что «вы, друзья, как ни садитесь, а в музыканты не годитесь»!
Сергей ИВАНОВ
Источник: comunist.md
Комментариев нет