20 июля 1926 года скончался Феликс Дзержинский – основатель и руководитель ВЧК – Всероссийской чрезвычайной комиссии. «Я бы хотел обнять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни», – говорил он.

Называли его «Железный Феликс», но, скорее всего, в силу должности. На самом деле, по свидетельству современников, он был любящим жизнь, природу, семью, детей, разные жанры искусства, чутким и заботливым в отношении коллег и подчинённых, скромным и бескорыстным.

«Вся его сознательная жизнь до Февральской революции была беспрерывным мытарством по этапам, тюрьмам, острогам, ссылкам: он горел огнем настоящего революционера-профессионала и, как только было возможно, тотчас же вырывался на свободу, на беспрерывную нелегальную работу», – писал о нём В.Д. Бонч-Бруевич.

А В.И. Ленин так отзывался о нём: «Дзержинский не только нравится рабочим, его глубоко любят и ценят рабочие».

Родился Феликс Эдмундовис в родовом имении Дзержиново ошмянского уезда Виленской губерниии (ныне Минская область Белоруссии). Поговаривают, что соседями Дзержинских по имению были Пилсудские, чей сын Юзеф был активным ненавистником коммунизиа, первым главой возрождённого польского государства. Такие вот выкрутасы выписывает иногда судьба…

После победы революции и создания СССР Дзержинский  занимал (подчас и одновременно) ряд ответственных постов Советского государства: председателя ВЧК – ОГПУ, народного комиссара внутренних дел, народного комиссара путей сообщения, председателя ВСНХ, председателя Комиссии по улучшению жизни детей.

При всём этом «Железный Феликс» был строг, но справедлив. Возглавляя ВЧК он сказал подчинённым: «Кто из вас очерствел, чьё сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, те уходите…»

Если взглянуть на его «трудовую книжку», мы увидим, что председателем ВЧК он был неполных четыре года, а с апреля 1921-го занимался исключительно хозяйственными делами, т.е. был завхозом, хотя и на высоком уровне. Он проявил себя как управленец высочайшего калибра. Особенно если учесть, что никакого профильного образования он не получил.

Современники однозначно отмечают присущие Дзержинскому доброту и скромность. Племянница Софья и сын Ян вспоминают, что Феликс Эдмундович не раз говорил им: «Мы, коммунисты, должны жить так, чтобы трудящиеся видели, что победой революции и властью мы пользуемся не для себя, а для блага и счастья народа».

У него был один костюм, и он не разрешал себе шить новый и покупать что-нибудь из одежды. Племянница Софья вспоминает, что Феликс Эдмундович считал недопустимым брать для себя ещё одну пару сапог, когда у него уже есть вполне пригодная пара.

Дзержинский никогда и ничего не боялся – ездил без охраны в открытых машинах. «– Зачем? Убьют? Беда какая!.. Революция всегда сопровождается смертями… Это дело самое обыкновенное… Да и зачем так ценить себя?.. Это смешно… Мы делаем дело нашей партии и больше ничего…»

Такой вот был «железный человек».

Дмитрий Крымов,

20 июля 2024 года