Власть оказывает массированное давление на генерального прокурора РМ Александра Стояногло.
Не угоден-с. Слишком глубоко копает. Так, глядишь, и до тырильщиков миллиарда доберется и их присных. А сегодняшней Молдовой рулят как раз воспитанники Филата, друзья Лянкэ и Драгуцана, коллеги Канду и тот же Армашу – управляющий Нацбанком, тайные симпатизанты Шора и Плахотнюка. Эти люди напрямую связаны с авторами идеи и исполнителями знаменитой кражи. Они и есть люди, заинтересованные в устранении генпрокурора. Это должно быть ясно всем, у кого голова не только для того, чтобы в нее кушать и лицезреть.
Бывший премьер-министр Молдовы Ион Кику утверждает, что на генпрокурора оказывали давление, чтобы он отказался от расследования эпизода в деле о краже миллиарда, в том числе внешние партнеры РМ.
«Когда речь идет о вмешательстве законодательной и исполнительной власти в юридическую — это уже нарушение Конституции, там все ясно написано. «Мне не нравится генеральный прокурор, я пришел — и я его выгнал?» — Погодите, прочтите сначала Конституцию, эта главная книга есть у всех в кабинетах», — призвал Кику.
Но Основной закон писан не для «пасосистов». С упорством, достойным лучшего применения, они не только изменили Закон о прокуратуре, но и пытаются придать ему обратную силу. Что в цивилизованном обществе неприемлемо.
Об этом не может не знать новоявленный горе-министр юстиции Сергей Литвиненко, утверждающий, что принятые в закон поправки не противоречат позиции Венецианской комиссии. Откуда г-ну Литвиненко довелось узнать мнение этого авторитетного органа — не совсем понятно, но ясно одно: кабы Венецианская комиссия выразила поддержку напрямую, тогда, чтоб утереть нос Стояногло, министр юстиции тряс бы этой бумажкой в зале заседаний парламента и цитировал бы ее. Создается впечатление, что Литвиненко вводит граждан в заблуждение, а попросту — брешет.
Председатель юридической комиссии парламента Олеся Стамате, которая является родственницей ближайшего помощника беглого олигарха Владимира Плахотнюка, Константина Ботнаря, объявила, что генпрокурор сам должен подать в отставку: «Я считаю, что для всех совершенно понятно, что его (Стояногло, — прим. ред.) деятельность не является удовлетворительной. Соответственно, если у него есть честь и храбрость, я считаю, что он должен бы сам подать в отставку».
Что ж, если у генпрокурора не хватает указанных качеств, может, он одолжит их у Стамате? Хотя странно слышать о чести, храбрости и отставке из уст человека, который в свою бытность министром юстиции в 2019 году «отмазывал» собственного мужа, администратора компании Ericsson Telecomunications SRL Георгия Стамате, от тюремного срока за дачу взятки.
К тому же Стамате, будучи подругой Майи Санду, является основным кандидатом партии PAS на должность генерального прокурора, которую сегодня занимает Александр Стояногло.
10 августа с. г. Высший совет безопасности при президенте провел заседание, на котором Майя Санду потребовала от генерального прокурора привлечь к уголовной ответственности нескольких оппозиционных политиков, в том числе Владимира Воронина, Игоря Додона, Зинаиду Гречаную и других, по списку. Впоследствии Санду отрицала данный факт, но не представила расшифровку заседаний ВСБ, чтобы убедить общественность в правоте своих слов.
Александр Стояногло не раз озвучивал, что главными фигурантами обвинения являются Плахотнюк и Шор. Так почему Санду, постоянно общаясь с иностранными партнерами, не поднимает вопрос о помощи в их экстрадиции?
Почему Литвиненко по делу о Шоре, которое с 2017 года находится в суде, только под давлением общественности вынужден был признать, что там есть нарушения, но ничего не сделал?
Почему Конституционный суд отклонил ходатайство Генеральной прокуратуры о приостановлении действия поправок в Закон о прокуратуре, которые недавно были приняты в парламенте?
Вышеупомянутый Литвиненко назвал генерального прокурора «мямлей» из-за того, что в последнее время прокуратура слишком часто «жалуется на президента и министра». Такое заявление Литвиненко последовало после того, как Стояногло попросил президента Майю Санду представить факты, на основании которых Высший совет безопасности упрекнул прокуроров в бездействии по резонансным делам.
Но сдается, Александр Стояногло далеко не «мямля» и достойно выполняет работу в пределах своей компетенции. Достаточно ознакомиться с отчетом прокуратуры, и вы убедитесь, что он проделал огромную работу.
Так, по делу о краже миллиарда отправлены в суды уголовные дела на сумму почти 150 миллионов евро (3,1 миллиарда леев). Между тем Майя Санду унизительно выпрашивает у ЕС 50 миллионов евро для продолжения расследования. Никто не хочет спросить Санду, зачем она вгоняет нас в долговую кабалу, когда генпрокурор предоставил возможность получить в три раза больше внутри страны?
Кстати, это единственные деньги, которые, по сути, остались в Молдове, остальное ушло за границу. Стояногло их нашел, довел до конца расследование, передал дело в судебную инстанцию.
Еще пример. Генпрокуратура ранее установила, что Victoriabank является участником «кражи века», и финансовое учреждение присвоило несколько миллиардов из тех денег, что были выделены НБМ. Но хозяин поменялся, теперь это западный инвестор. Позиция ведомства: это не меняет сути дела, воровство есть воровство.
Кроме того, прокуратура отправила в суды дела на депутата парламента Дениса Уланова (партия «Шор»), двух бухгалтеров «шор-холдинга», трех администраторов партнерских компаний Илана Шора. В скобках отметим, что Уланов — снова депутат парламента, снова имеет неприкосновенность, и никого из «хороших людей» — Санду, Литвиненко, Стамате, Алайбу — это не смущает.
Стояногло до сих пор разгребает коррупционную систему в прокуратуре, которую создало АЕИ с Филатом, Плахотнюком и Санду в том числе.
С критикой действий прокуратуры полгода назад выступили «внешние партнеры» — МВФ, ВБ и ЕС. Дескать, новый хозяин не отвечает за проделки старого. Но дело в том, что новый хозяин был в курсе того, что получает добытые нечестным путем ресурсы. И отвечать должен. И вот мы видим, что герои-победители из PAS уже забывают о верховенстве права и начинают мстить генпрокурору, добиваются его отставки, придумывают сомнительные схемы увольнения руководителя учреждения.
Уж очень им не по нраву слова Александара Стояногло: «Мы дойдем до этапа, когда к ответственности будут привлечены не только организаторы и бенефициары, но и те, кто принимал решения, позволившие девальвировать национальную банковскую систему».
А травля генпрокурора говорит о том, что Стояногло на верном пути и поступательно двигается в сторону раскрытия резонансных дел.
Иван Лекарев
comunist.md
Комментариев нет