Тема миграции для Молдовы очень болезненна, особенно если смотреть с точки зрения здравого смысла. Некоторые доморощенные экономисты из ПАС говорят, вот диаспора кормит Молдову, здорово то как. Но на эту проблему нужно смотреть иначе. Страна теряет не только рабочую силу и интеллектуальный потенциал, но сотни миллиардов леев, которые серьёзно укрепили бы государственный бюджет.

В период 1991/1995 годов из Молдовы мигрировали 142 тысячи граждан;

с 1996 по 2000 год – уехало еще 192 тысячи;

с 2001 по 2005 год — 201 тысяча;

с 2006 по 2010 год — 96 тысяч;

с 2011 по 2015 – еще 97 тысяч;

За 2016/2020 год – 175 тысяч, общее число достигло 902 тысяч.

И вот за 2021/2023 год – уехало 168 тысяч — это самый высокий уровень миграции в истории Республики Молдова. В настоящее время скорость эмиграции в два раза выше, чем в любой другой период в истории страны.

Ну и в прошлом году страну покинули десятки тысяч наших граждан. Печально, что из страны уезжает молодёжь.

За последние 10 лет количество молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет сократилось более чем на 40 процентов. Взрослое население в возрасте от 35 до 54 — более чем на 8 процентов. И единственная категория населения, которая увеличилась, — это люди в возрасте от 55 до 74 лет.

В общем, согласно статистике, численность населения Молдовы упала до уровня 1953 года -из-за высокой эмиграции и низкой рождаемости. Дети ныне дорого обходятся, да и рожать скоро будет некому.

«Действительно, больше 40% молодых людей из Молдовы уже живут и работают за границей. Естественно это и молодые женщины детородного возраста. К 2027 году, число молдаван, родившихся за границей будет больше, чем в Молдове, уточняет для «КП» в Молдове экономический аналитик IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ.

Если раньше на миграцию жестко влияла экономическая составляющая, то сейчас появился ещё один фактор – качество жизни.

Меняется картина и по возрастным категориям. Если раньше уезжали те, кому за 35, то сейчас лидирует категория 18-35 лет. В прошлом году из сельской местности уехало 35 тысяч молодых людей. В данном случае чётко прослеживается два вида миграции: треть сельских жителей перебираются в Кишинёв, остальные – за границу. Для селян столица, где примерно в 10 раз проще найти какую-то работу, является серьёзной альтернативой даже загранице».

Причины, по которым молодежь уезжает – очевидны. Никто не хочет строить свою жизнь в стране, где нет стабильности, где нарушаются законы, как юридические, так и общечеловеческие. Да и зачем людям, у которых вся жизнь впереди, погружаться вместе с Молдовой в долговую яму?

В Молдове 26 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет входят в категорию NEET — тех, кто не учится и не работает. В то же время, у нас не хватает специалистов разных профилей. В чем причина?

«Ожидания молодёжи больше, чем предложения. Мы проводили опрос среди молодых людей с вопросами, сколько хотели бы зарабатывать и сколько нужно для счастья. Оказывается, им нужно в два раза больше, чем средняя зарплата по Молдове. Но самое интересное, что высокие финансовые ожидания у тех молодых людей, у которых слабая профессиональная квалификация», — уточняет Ионицэ.

По скромным подсчётам за годы независимости за границу уехало более миллиона наших граждан, плюс около 200 тысяч, которые приезжают и уезжают несколько раз в течение года. Мы теряем не только рабочую силу и генофонд нации. Этот миллион человек мог бы реально поддерживать экономику страны. Даже если бы эти люди не создавали свой бизнес, что сомнительно, а только отчисляли налоги с зарплаты, потребляли бы продукты и товары, пользовались различного вида услугами, то ежегодный государственный бюджет был бы как минимум на 50 млрд больше. А если бы помогали развиваться бизнесу, то даже сложно представить, какой была бы эта сумма.

Именно молодые люди больше тратят деньги, структура потребления у пенсионеров другая, как и их материальные возможности. Внутренний рынок потребления сжимается.

Кроме того, когда речь идёт о товарах и продуктах, произведённых в Молдове, экономическая активность утраивается. Возьмём, к примеру, сахар. Есть фермеры, которые производят свеклу, есть перерабатывающие заводы, торговое звено и т.д. Такое у нас было, кажется, совсем недавно, теперь мы потребляем «сладкий» импорт.

Население стареет. На одного пенсионера – один работающий, хотя это соотношение должно составлять 1:3, в пользу работающих. Смешно говорить о том, что мы сможем вернуть нашу диаспору домой. Здесь и работать негде, а бизнес начинать – абсурд. Что дальше? Каков выход?

«Недостаток рабочей силы будет компенсироваться за счёт иностранцев, — считает Вячеслав Ионицэ. – Сейчас на 10 уезжающих граждан Молдовы, приходится один приезжающий иностранец. И это соотношение будет быстро меняться. Это, скорее всего, будет заметно уже к концу нынешнего года».

Не зря всё-таки Попшой ездил в Непал и поговорил о том, как бы пригласить тамошних безработных на непаханые поля Молдовы.

Да… этнический состав земли молдавской может кардинально измениться. Если в большинстве здесь проживали христиане, то потом могут преобладать представители других конфессий. Но это уже совершенно другая история… Хотя для ПАС, очень перспективная тема. Приезжим наплевать, за кого голосовать, хоть за чёрта рогатого… У них своя религия, свои боги и свой сатана.

www.md.kp.media