На днях общественный деятель Илья Тромбицкий опубликовал в социальных сетях своё мнение, после посещения Музея педагогики Молдовы.
«Обнаружил, что за время с 1945 по 1990 год, т.е. за 45 лет, в Молдове сменилось 8 министров образования. А вот за период 1990-2021 (31 год) – уже 20 министров. Получается, что продолжительность деятельности министра в МССР составляла 5 с половиной лет, в то время как в независимой РМ – полтора года. Зато есть важная запись в автобиографии!»
Замечание верное, причём министры меняются не только в сфере образования. Кстати, в почётный список ещё не внесён Дан Перчун, имя которого тоже когда-то увековечат в музее, независимо от того, будет ли полностью разрушено образование при его управлении или только частично.
К слову, в годы СССР, как бы не относились к тому периоду все противники советского прошлого, проходила ликвидация безграмотности, строились школы и вузы. Были долгосрочные перспективы. Сейчас же у нас сплошные реформы по оптимизации и ликвидации, на это много времени не надо. Пришёл, разрушил, укатил. Ну и власть меняется часто…
Кстати, за годы независимости восемь раз поменяло название и само Министерство образования. Можно подумать, что от смены таблички что-то меняется к лучшему. Разве что, очередная реформа и очередной распил миллионов, выделенных на её проведение.
Чем чревата для сферы образования, частая смена министров? Этот вопрос корреспондент КП в Молдове задал экс-министру образования (в должности с14 ноября 2019 по 6 марта 2020), бывшему проректору Академии публичного управления при президенте РМ Корнелиу Поповичу.
— То, что меняется министр – это не проблема, а недостатки демократического общества, уточняет К. Попович. — Мы должны говорить о другом: необходимо сохранять определённую преемственность в деятельности министерств. Чтобы существовала определённая институциональная память, чтобы продолжались хорошие проекты и реформы, а не останавливались после ухода министра. Создается впечатление, что в Молдове, с приходом нового руководителя, начинается новая история министерства и это, действительно, плохо.
Кроме того, министерство должен возглавлять человек с очень хорошей профессиональной подготовкой, чтобы это не были случайные люди, типа сусликов, которые в поле считают себя агрономами. Чтобы это были люди с государственным мышлением, и чтобы у них болела душа, за то, что они делают. На таких местах не должно быть случайных людей, работающих на партии или групповые интересы, надо чтобы они трудились на благо страны, — пояснил экс-министр.
Однако даже профессионалы, занявшие министерские кресла далеко не всегда свободны в своих действиях. Как уточнил К. Попович, человек, без политической поддержки, министром стать не может – это политическая должность. За человека, получившего министерский портфель и за его действия, несёт ответственность политформирование, которое его делегирует. В свою очередь, министр должен сформировать команду профессионалов – один он ничего не сделает.
К тому моменту, когда в 2020 году PAS пришла к власти, Министерством образования были разработаны определённые цели и задачи, несущие социальные и стратегические посылы.
Назовём лишь некоторые. Была спасена от развала система научных исследований, поскольку уже тогда витала идея закрытия всех научных НИИ. Для этого были разработаны изменения к Кодексу о науке, и если бы они впоследствии были приняты, то мы спасли бы Академию наук Молдовы. К началу 2020 года был остановлен процесс закрытия школ, для чего была разработана новая экономическая модель их финансирования, которая не основывалась на расчетах выделения денег на одного ученика. Подразумевалось, что в систему образования должны вкладываться долгосрочные инвестиции.
Во избежание коррупционных процессов была разработана новая методология по финансированию разработки и издательства учебников. Эта сфера превратилась в мафиозный бизнес, где ежегодно крутятся десятки миллионов леев.
Были положительные изменения в сфере культуры, спорта и многое другое. В общем, надо было только работать. Но не тут-то было. За четыре года правления, PAS сумела разрушить больше, чем все их бывшие предшественники-соратники за все предыдущие годы.
Что мы видим сейчас? Только в августе были закрыты около 30 школ, и такая участь ждёт ещё несколько сотен учебных заведений. Кстати, сама Майя Санду, будучи министром образования, инициировала закрытие сотен школ. Так что нынешняя тенденция – это продолжение её прежних инициатив. У них всё по плану, а селфи с молодёжью – для пиара.
Молдова стремительно погружается в безграмотность. Больше нет Университета «им. Дмитрия Кантемира», Института международных отношений. В сельскохозяйственной стране больше нет Аграрного университета. Ликвидирован Университет физического воспитания, на базе которого тренировались и наши олимпийцы. Закрыли и Академию публичного управления – и так сойдёт. Зачем нам грамотные чиновники, если фактически Молдова находится под внешним управлением. 18 Научно-исследовательских институтов, трудами которых создавалась республика, потеряли юридический статус и фактически ликвидированы. Они стали непонятным придатком Государственного университета.
Список «достижений» PAS, в том числе и в сфере образования, можно продолжать долго. Подвластные СМИ об этом не вспоминают. Зато об этом знают люди, которые пошли через жернова реформ, остались и без работы, и без веры в лучшее, справедливое будущее. И они, полные разочарования, продолжают покидать родину, где для их детей больше нет места.
Комментариев нет