Агентство «Молдсилва» наживается на использовании дармовых природных ресурсов страны.

Перед президентскими выборами так называемый президент Майя Санду наобещала много всякого, в том числе и введение трёхлетнего моратория на вырубку лесов. Но, взобравшись на трон, она тут же дала понять, что не царское это дело — заниматься газом, для этого есть «Молдовагаз», а тем более лесами и дровами — для этого есть «Молдсилва».

Невдомек этой мадемуазель, что леса Молдовы, которые являются государственным лесным фондом, переданы в управление органу, который находится на хозрасчете. Вот и наступили для «Молдсилвы» хорошие времена — без всякого преувеличения.

Пока недееспособное правительство начнет справлять свои права и обязанности, среди которых утверждение расчетной лесосеки на главное пользование лесом, эту ситуацию в полной мере использует «Молдсилва».

В связи с грядущим повышением цены на газ люди в сельской местности стали переходить на печное отопление. А для этого нужны дрова. Вот тут и подскочила цена на них с 900 до 1200 леев за складометр. И никто ни в правительстве, ни в парламенте, ни в президентуре не задается вопросом: а что вложила «Молдсилва» в гослесфонд, что так растут цены на главную лесную продукцию? Может быть, организация просто наживается на использовании дармовых природных ресурсов страны, которые являются собственностью государства, а значит, и всех нас, жителей Молдовы?

Заранее предвижу, как ополчатся на меня работники «Молдсилвы». Но раскроем частично их хозяйственную деятельность по управлению государственным лесным фондом. Пройдясь по лесам Молдовы, можно увидеть старые и совсем новые рубки, такие как у села Вэскауць Флорештского района (на фото). На любой рубке вы увидите табличку о том, что производится санитарная рубка. Санитарная рубка предусматривает вырубку совсем или частично усохших деревьев, но именно такие деревья и остаются не срубленными. Вырубаются в основном ровные и здоровые деревья. Причем под видом санитарных рубок проводятся сплошные рубки или выборочные, при которых вырубаются наиболее ценные деревья для продажи за рубеж как деловой древесины. А там цены совсем другие и исчисляются в евро, а не в леях.

После проведения рубки следует очистить территорию вырубки от пней, хвороста и коры, которые являются второстепенным лесным материалом. На освобожденной площади должна производиться посадка новых саженцев и осуществляться уход за ними. Но ни первое, ни второе, ни третье, как правило, не делается, хотя средства на это выделяются. На оставшихся не очищенными вырубках вырастает малопродуктивный порослевой лес.

За порядком в лесах должна следить лесная гвардия. Но она находится в подчинении «Молдсилвы», и этим все сказано. Можно еще много рассказать о деятельности центрального органа по управлению государственным лесным фондом, но получится слишком длинный и негативный рассказ. Леса Молдовы отнесены к первой группе, как выполняющие исключительно охрану окружающей среды. Они осуществляют важные функции: почвозащитные, водоохранные, климаторегулирующие, санитарно-гигиенические, по сохранению и развитию биоразнообразия, служат источником плодов диких и лекарственных растений, грибов, местообитанием диких животных и птиц, выполняют рекреационные функции. Соответственно, и отношение к лесам должно быть не просто потребительским, а прежде всего бережным, научно обоснованным. Но пока «Молдсилва» как центральный орган управления государственным лесным фондом будет хозрасчетной организацией, а не настоящим государственным органом, правителям страны не до лесов и рек, а уж тем более не до людей, о должном порядке в наших лесах, природе и в государстве в целом нам остается только мечтать. А может, хватит мечтать и ждать манны небесной? Может, уже пора заявить о себе, как о народе, хозяине страны?

Олег МАНТОРОВ