Уходящий год стал одним из самых тяжелых в истории человечества.
Как-то незаметно прошло два десятилетия нового, 21-го века. Рубеж второго десятилетия выдался таким, что население планеты запомнит его навсегда. 2020-й стал действительно рубежным. Еще долго мы будем делить жизнь на «до» и «после».
2020 – это год, наполненный страхом, болью, смертью. Пандемия коронавируса не пощадила никого, затронув все континенты и государства планеты. К ней никто не оказался готов. Мир замер. Планетарный карантин – особенно на первых порах — изменил привычный уклад жизни, нарушил межгосударственные и межличностные связи, спровоцировал небывалый социально-экономический кризис.
Но даже на фоне этой всеобщей депрессии Молдова выглядела одной из тех стран, которая оказалась абсолютно не готовой к чрезвычайной ситуации.
Десятилетие экономической деградации, целенаправленного разрушения всех систем жизнеобеспечения государства и общества, беспардонного воровства, всеохватывающей коррупции не прошли для Молдовы даром.
Ситуацию усугубило и то, что в результате «искусственного отбора» у власти в стране оказались некомпетентные популисты, профессиональные циники и мошенники. Парламент, избранный по шулерской смешанной системе Плахотнюка, так называемый неконституционный «президент» Додон, плоть от плоти этой мафиозно-узурпаторской системы, сформированное ими правительство «кумэтров» — все они оказались не в состоянии отвечать на жесткие вызовы 2020 года – от ситуации с пандемией до страшной засухи, обрушившейся на Республику Молдова.
Сама природа этой власти, основанной на коррупции, не предполагала способности адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации. У власти, основанной на коррупции, совершенно иные цели и задачи. Вначале политики коррумпируют избирателей, отстегивая им гроши за голос, а потом беззастенчиво грабят их четыре года – на миллиарды! Коррупция действительно убивает. В буквальном смысле этого слова. И в этом мы смогли убедиться в уходящем 2020-м.
Молдова стала единственной страной, которую заперли на жесткий карантин, не оказав ни людям, ни бизнесу вообще никакой помощи. Людей просто бросили на произвол судьбы, предложив выживать, кто как может. Чтобы унизить окончательно, граждан Молдовы обложили непомерными штрафами за нарушение режима ЧП, которые ни малейшим образом не согласовывались с реальными нищенскими доходами населения.
Экономика, обескровленная годами систематического воровства, окончательно встала, перестав генерировать поступления в бюджет. Спекулятивно-сервисная экономическая модель продемонстрировала свою прогнозируемую слабость в экстремальной ситуации. Практически все трудоспособное население страны в одночасье оказалось безработными, которые даже не могли претендовать на копеечные пособия по безработице. Во всем мире государства в экстренном порядке разработали и внедрили меры по поддержке граждан и экономических агентов. Но только не в Молдове. Никаких «стабилизационных фондов» здесь не оказалось. В стране, в которой только по официальным данным украли миллиард евро, по определению не может быть никаких стабилизационных фондов.
Организаторская импотенция власти спровоцировала тотальный коллапс. Образование так и не смогло перестроиться на удаленное обучение. Одинокие пожилые люди на карантине так и не дождались помощи от системы социальной защиты. Система здравоохранения держится исключительно на героизме и верности профессиональному долгу медицинских работников, но и этот ресурс подходит к концу. Молдова с начала пандемии занимает одно из лидирующих мест во всех антирейтингах – начиная с числа выявленных заболеваний на миллион населения при мизерном количестве проводимых тестов, заканчивая смертностью.
Незащищенными оказались сами медицинские работники, которые сражаются с инфекцией на передовой. По показателю заражения врачей, медицинских сестер, вспомогательного медперсонала Молдова также занимает одно из первых мест в мире. Сегодня возможности медицинской системы страны можно считать исчерпанными. В Кишиневе для больных больше нет коек в больницах. Большая часть инфицированных лечится на дому, не получая квалифицированной медицинской помощи. Все это время власть лгала, утверждая, что ситуация находится под полным контролем. Но сразу же после выборов, когда отпала электоральная необходимость лицемерить, правительство констатировало, что и медицинская система рухнула.
Власть оказалась не в состоянии пресечь спекуляцию, обуздать рост цен на продукты и товары первой необходимости – от хлеба и манной крупы до медицинских масок и лекарств. Больше того, есть серьезные доказательства того, что отдельные представители политического класса, включая депутатов Парламента, неплохо наживаются на «коронакризисе», сбывая паникующему населению залежалые товары, дезинфекционные материалы, лекарства по баснословным ценам. Воистину, кому война, кому мать родна.
К огромному сожалению, общая страшная беда так и не заставила молдавское общество сплотиться перед лицом этой угрозы, проявить солидарность, хотя бы, чтобы выжить.
И в иной сфере – в политике. Все это время те, что во власти настраивают граждан друг против друга, пользуясь древней формулой «Разделяй и властвуй». Они подвергают угрозе жизнь и здоровье людей, собирают их на предвыборные митинги, встречи, шествия. Тем самым они спровоцировали вспышку роста случаев заболеваний, загнав людей на избирательные участки в ходе антиконституционных выборов. Два тура выборов неконституционного президента – это тысячи и тысячи инфицированных, десятки новых смертей.
Результаты этих выборов, изобретенных в 2016 году Плахотнюком для сохранения собственной шкуры, могли бы претендовать на главный итог уходящего года. Позорное поражение предателя, лицемера, коррупционера Додона, превратившего и должность президента, и себя на этой должности в позорный и абсурдный анекдот, могли бы стать символическим окончанием десятилетней эпохи олигархического правления, захвата государства, узурпации власти. Но не станут. Так как избранная на этих ковидных выборах Майя Санду порождение той же самой эпохи Филата, Плахотнюка, Додона. Она стала очередным неконституционным и некомпетентным «президентом», которая еще в 2016 году приняла предложенные мафиозным режимом правила игры.
Нет никаких сомнений в том, что с избранием Майи Санду беды Молдовы не закончатся, а лишь усугубятся. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами. Объективная причина заключается в том, что Молдавское государство не в состоянии нормально развиваться, поскольку в ее фундаменте лежит исковерканная, неоднократно изнасилованная за последние десять лет Конституция.
Страна, в которой Основной закон превратился в служанку режима – обречена.
Субъективная же причина заключается в том, что политические взгляды Майи Санду не совместимы с независимостью и суверенитетом страны. Санду – унионистка, носительница либерального мировоззрения, которое неизбежно будет толкать ее на проведение одновекторной внешней политики с постепенным переводом Молдовы под внешнее управление. При таком наборе качеств она не имела шансов на успех, если бы ей не противостоял опозорившийся, окончательно оскандалившийся за последние четыре года Додон.
Самой большой трагедией молдавского народа и самым печальным итогом не только 2020-го, но и всего этого потерянного страной десятилетия стал выбор между лицемерным коррупционером и непрофессиональной унионисткой. Это значит, что выбора на самом деле никакого нет.
Чем бы ты ни руководствовался, ты в любом случае выбираешь зло. Это признак явной деградации не только политической системы, но и человеческой морали.
Нынешний парламент, в котором большие группы перебежчиков на протяжении считанных месяцев сменили уже по три партии – классическое тому подтверждение.
Все те, кто пребывал у власти последние 10 лет окончательно превратили политику в аморальное занятие. Нет в ней больше никаких «хороших людей», которых сулила обществу Майя Санду. Есть ненасытные шакалы, питающиеся падалью, есть циничные мародеры, грабящие погибающих, но честных людей не осталось. Нынешние сложившиеся под занавес года альянсы – Додона с Шором и перебежчиками, Санду – со столпами режима Плахотнюка Филипом и Канду – это приговор не только всем фигурантам этих чудовищных союзов, это приговор Республике Молдова.
Главный вывод, который следует сделать по итогам этого кошмарного 2020 года, заключается в следующем:
Ни один из политиков, ни одно из политических формирований, которые так или иначе определяли общественную повестку на протяжении как 2020-го, так и всего уходящего десятилетия, не имеют морального права оставаться в активной политике. Они должны стать обвиняемыми на судебном процессе, на безжалостном Народном Трибунале. Без права на защиту.
При этом главный критерий может быть только один: был во власти на протяжении этих десяти лет, принимал правила игры политической мафии, участвовал в неконституционных президентских выборах, делил портфели, заседал в парламенте или правительстве – ты не имеешь больше права заниматься политикой. С соучастниками многочисленных преступлений против государства нормального государства не построить, страну в правовое поле не вернуть, жить по закону не заставить.
Без такого рода тотальной люстрации, которая не пощадит ни Додона, ни Санду, ни Филипа и всех их приспешников, невозможно вернуть страну на рельсы развития, обеспечить ей будущее. Это тот самый случай, когда порочную систему взаимоотношений внутри власти, между властью и обществом необходимо разрушить действительно до основания. Хотя бы для того, чтобы расчистить пространство для следующего шага. Именно это в любом случае и будет шагом вперед.
Владимир Воронин
декабрь 2020 года
Комментариев нет