Ион Кику объявил об отставке с поста премьера, и это автоматически привело к отставке всего правительства. Заседание парламента, на котором должен был рассматриваться вотум недоверия кабинету Кику, было отменено. В связи с отсутствием предмета разговора. Кику даже не отчитался за тот период, что работал премьер-министром. Просто взял и ушел.

Получается, послушался Майю Санду, которая «настоятельно» просила его покинуть пост, поддавив для убедительности тракторами. Что послушался – хорошо. Тем самым он запустил процесс роспуска парламента и досрочных выборов, которые назрели давно.

Считается, что Ион Кику в общем-то неплохой финансист и администратор. Но в качестве главы правительства практически не запомнился ни какими серьезными прорывами и предложениями.

Отставка

Это и по форме и по сути – уход с поля боя. Молдова с трудом преодолевает один из самых тяжелых периодов в своей истории.

Засуха, пандемия, экономический коллапс, не за горами крах системы здравоохранения, полная неспособность государства выполнять свои социальные обязательства перед гражданами. В разгаре традиционно тяжело переживаемая зима. И вот именно в этот момент Кику решил уйти в отставку, фактически бросил людей на произвол судьбы, оставляя их один на один с многочисленными проблемами, оставляя страну неуправляемой.

Да, все прекрасно понимали, что «кумэтру» Ион поддался на уговоры «кумэтру Игоря» возглавить правительство ради переизбрания Додона. Кабинет Кику осуществлял предвыборный пиар незадачливого «президента» и в принципе ничем другим не отличился. После того как Додон с треском провалился на выборах, моральные обязательства Кику перед ним были исчерпаны. Вот он и ушел. О моральных обязательствах перед народом Молдовы он, как и всякий представитель власти за последние десять лет, разумеется, даже не задумался. Долг «кумэтра» для него важнее, а этот долг, как вполне мог счесть Ион Кику, он выполнил сполна.

О том, что это выглядит как бегство с тонущего корабля, на котором остались обреченные пассажиры, Кику, наверняка, даже не задумался. Ну, не хотелось ему стоять на парламентской трибуне, отвечать на неприятные вопросы, подвергаться насмешкам и оскорблениям под крики и улюлюканье окружающей парламент толпы. Ему, вероятнее всего, не хотелось больше слушать Додона, подвергаться ежедневному остракизму, а более всего – нести ответственность за глупости Додона, за все, что натворила новоиспеченная коалиция, сформированная их социалистов, шоровцев и перебежчиков.

Кику ушел, оставив после себя «ночной бюджет», который невозможно исполнить из-за отсутствия средств на покрытие многочисленных популистских расходов и дефицит которого составляет более 14 миллиардов леев.

Он сбежал, оставив медицинскую систему на грани коллапса и вышедшую из-по контроля пандемию.

Он ушел, оставив страну на пороге колоссальной инфляции из-за бездумной, не подготовленной с финансовой точки зрения отмены так называемого «закона о моллиарде». Как говорится, после нас хоть потоп.

Итак, по самой очевидной версии Кику удрал из правительства, оставив страну на произвол судьбы в разгар зимы и пандемии, чтобы сохранить вокруг себя так называемую «зону комфорта». Но так ли все просто?

Всем понятно, что досрочные выборы становятся все более и более неизбежными. Всерьез говорить о надежности и крепости ситуативной коалиции между Додоном, Шором и перебежчиками никому и в голову не придет. Вопрос, кто кого и когда «кинет» висит над этой искусственной коалицией со дня ее формирования.

В последние дни проигравший выборы Додон, а вслед за ним и Кику, как мантру, повторяют одну и ту же мысль: пусть теперь правые берут на себя всю ответственность за ситуацию в стране. Наверняка, Додон рассчитывает, что Санду быстро провалится, растеряет весь тот политический капитал, который она приобрела на так называемых «президентских выборах», докажет свою управленческую несостоятельность.

С этой точки зрения ухода Кику выглядит как настоящая диверсия. Ему-то прекрасно известно, что бюджет со всеми его предвыборными подачками – неисполним. Он отдает себе отчет в том, что отмена «закона о миллиарде» чревата резким обесцениванием лея и подрывом стабильности банковской системы. Он хорошо осведомлен о том, что борьба с пандемией проиграна вчистую. Он все понимает, но соглашается играть в додоновские «политические шахматы», которые предполагают, что ответственность за неизбежное будущее обрушение будет нести уже Майя Санду.

Ни у кого нет сомнений в некомпетентности и самой Санду, и ее команды. Но злонамеренно закладывать мину замедленного действия под все молдавское общество, под все государство – несомненная подлость. Это как взорвать дом, чтобы избавиться от поселившихся в нем тараканов.

В этом смысле поступок Кику, основанный на сомнительном принципе «чем хуже, тем лучше», это не поступок политика, патриота, просто порядочного человека. Это – поступок «кумэтру» Додона, в качестве которого, по всей вероятности, 14-й премьер-министр Молдовы и войдет в историю.

Системный сбой

Одиннадцатый год, с момента ухода ПКРМ в оппозицию, Молдова мечется в бурном море без руля и ветрил. Для нормального развития стране нужны хотя бы короткие периоды стабильности.

О какой стабильности мы можем говорить, когда за десять лет в стране сменяется уже 7-й премьер-министр?

О какой преемственности можно рассуждать, когда каждая новая власть отменяет все достижения предыдущей?

Менять правительство в среднем каждые полтора года – непозволительная для такой бедной страны роскошь. Любое правительство, а вернее – любой правительственный чиновник в этих условиях работает только на личное обогащение, понимания, что не сегодня-завтра его с той или иной степенью вежливости попросят убраться. Ни один из премьеров не ушел бедным человеком. После каждого из них страна становилась беднее и беднее. Одна только кража миллиарда чего стоит.

Все последнее десятилетие – сплошной системный сбой. Никакая система – будь то простейший механизм, или государственное управление не в состоянии эффективно работать в условиях перманентных перегрузок и невнятных прогнозов. Досрочные выборы дадут возможность исправить эту системную поломку, обеспечить стабильность, без которой невозможно поступательное развитие.

Для этого необходимо лишь выразить свое презрение всем, кто определял содержание молдавской политики на протяжении всего этого, потерянного Молдовой десятилетие. Да, они будут навязываться, мозолить глаза, напирать не столько даже на свои преимущества, сколько – на недостатки оппонентов.

Всем нам надо просто понять, что все они, совместными усилиями довели страну до ручки, до края пропасти.

Надо всего лишь напрячь память и вспомнить, что в стране существует лишь одна политическая сила, которая способна остановить обвал и крушение. И эта СИЛА – Партия коммунистов Республики Молдова. А не вспомним, Молдову ожидает вновь потерянное десятилетие с чехардой сменяющих друг друга богатеющих на глазах членов правительств и тотальным обнищанием населения.

Это и может стать последним десятилетием независимости Республики Молдова.

Политисполком Центрального Комитета
Партии коммунистов Республики Молдова

23 декабря 2020 года