Некоторые отечественные туристы, оплакивая несостоявшийся отпуск в заморских странах, долго искали подходящие варианты отдыха на родной молдавской земле. Поскольку морей и океанов в наличии у нас нет, отдавалось предпочтение хоть какому-то мало-мальски приличному водоёму, и лучшим из них оказался многострадальный Днестр со своими мутными водами. Есть и другие уютные местечки, но не для всех.

Всё для гостей

Прошлое лето показало, что местному люду особо отдохнуть-то и негде. Весь туристический бизнес ориентирован в Молдове в основном на зарубежных туристов. Имеется ввиду ценовая политика. Если полистать Интернет, можно увидеть, что у нас стали появляться неплохие отели в разных уголках страны. Но стоимость проживания в них немногим ниже, чем, к примеру, на курортах Болгарии. Опять же — ни моря, ни гор, правда, красивых мест и живописных пейзажей, ещё не совсем изгаженных человеком, в нашей стране пока достаточно.

Кто куда у нас может поехать? Заманить жителя села отправиться за несколько десятков километров поесть замы с мамалыгой за 400-500 леев едва ли получится. Дома в разы дешевле и пейзаж не хуже. Если селяне куда-то и едут, так это в монастыри. И то не все и не очень часто.

На природу рвутся жители крупных городов, но едва ли они будут платить баснословные суммы за местные отели. У нас такую роскошь могут себе позволить только бизнесмены и представители власти, так сказать, слуги народа. А сам народ разъезжает по стране на машинах, и заметьте, ключевое слово здесь – «машина». Нет личного транспорта – сиди дома. Особенно в карантинный период. Автомобиль — это как билет в свежую зону. Хоть к Днестру, хоть в дубовый лес. Ну а «безмашинным» остаются только парки, которые этим летом были закрыты.

Ветер напрокат

На самом деле человек может родиться, всю жизнь прожить в Молдове и так не узнать, насколько она прекрасна и величественна, поэтому о развитии местного туризма надо было начинать волноваться не в период пандемии, а гораздо раньше.

В Советской Молдавии, что бы там сейчас ни говорили так называемые эксперты, туризм развивался довольно динамично. Здесь пролегало несколько десятков туристических маршрутов как местного, так и всесоюзного значения. Они разрабатывались Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профсоюзов), местные — республиканскими советами. И вообще, палатку, рюкзаки, одеяла, котелки и прочую утварь для походов, вплоть до алюминиевой посуды, можно было взять напрокат по очень доступной цене и пойти в поход навстречу ветру и приключениям. Увы, в начале 90-х почти все туристы стали челночниками — тоже, наверное, какой-то вид путешествий.

В 2000 году эксперты международной организации туризма провели анализ туристического потенциала Молдовы и отметили два направления в качестве приоритетных: сельское и экологическое. В том же году был принят Закон о туризме. Но серьезно и широкомасштабно на государственном уровне эту отрасль стали рассматривать лишь в 2002 году, когда к власти пришла ПКРМ.

Прерванное развитие

Давайте вспомним, что при власти коммунистов были восстановлены сотни церквей и монастырей Молдовы, имеющих не только историко-культурное значение, но и являющихся духовной потребностью православных граждан республики. Кэприянский монастырь — один из старейших монастырских комплексов в стране, был поднят из руин при непосредственном патронате лидера партии, третьего президента Молдовы Владимира Воронина.

Говоря о виноградарско-винодельческом туризме, нельзя не вспомнить ремонт комплекса «Крикова» и модернизацию комбината «Милештий Мичь». Для того чтобы они стали визитными карточками Молдовы, нужна была полная их полная реконструкция, что и было сделано при правлении ПКРМ. Важно было и продвижение винодельческой продукции. Так, в 2004 году была запущена национальная программа в области туризма «Винный путь» (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РМ № 554 от 24 мая 2004 г.). Постановлением правительства республики № 1005-XV от 19 апреля 2002 года в Молдове был введен Национальный день вина. Были приняты Концепция развития туризма в Республике Молдова до 2005 года, национальная программа «Молдавское село» и т. д.

Сейчас мало кто вспоминает такой важный документ, как Стратегия устойчивого развития туризма в РМ на 2003–2015 гг., которая в свое время постепенно начинала внедряться параллельно с другими программами, в частности проектом «Молдавское село». Все уже было расписано, подготовлено, распланировано. Но так называемые политики, захватившие власть 7 апреля 2009 года, отвергли все добрые начинания. А ведь эксперты просчитали, что при успешной реализации стратегии число иностранных туристов могло увеличиться в 2,5 раза, и даже при самом плохом раскладе – почти на 50 процентов.

Стратегия учитывала, что сельский туризм был и остается интересен городским жителям республики. И вообще, во многих странах ЕС сельское направление стало развиваться именно для создания устойчивой базы внутреннего туризма. Создавали для своих так хорошо, что должно было понравиться и иностранцам.

Упомянутый документ включал введение в учебные программы на всех уровнях подготовки курса по повышению информированности о важности национального культурного туризма. Реализация стратегии проходила при участии нескольких министерств и ведомств. В частности, Министерства образования и Министерства культуры и туризма.

Куда присобачить туризм?

Что мы имеем в остатке на сегодняшний день? Туристические объекты, рассчитанные на иностранцев, оказались на грани банкротства. Они так и не смогли перевести свои прейскуранты под местные кошельки. Немногочисленные представители сельского туризма пытались перестроится по молдавского потребителя, да просто не успели. Все лето карантин продлевался, неопределенность покрыла собой все замыслы и начинания. И пожаловаться некому.

В апреле 2018 года правительство одобрило слияние организаций по привлечению инвестиций и продвижению экспорта в Молдове, а также Агентства по туризму. В итоге было создано Агентство по инвестициям. С одной стороны, такое решение выглядит вполне логично, ведь для развития туризма нужны инвестиции. Однако с таким же успехом туристическую отрасль, если ее грамотно развивать, можно присобачить к любой властной структуре и это будет оправдано теоретически. Но практических сдвигов пока не наблюдается. Впрочем, Агентство по инвестициям провело свое первое исследование туристического рынка, что следовало сделать уже давно, и эксперты озвучили вердикт: при всем богатстве выбора нет внятной ниши категории local.

По итогам исследований в республике нет ни одного действующего национального парка. Лет пять назад у нас был зарегистрирован первый национальный парк «Орхей» площадью в 33 тысячи гектаров. В него включили часть территорий четырех районов. Парк передали под контроль агентства Moldsilva, и на этом все закончилось. На деле «Орхей» — недействующий проект. У него нет ни администрации, ни бюджета, ни плана развития.

Единственный раскрученный проект сегмента local — резервация Старого Орхея. Только за последние три года по линии USAID в него влили свыше 300 тысяч долларов. Ежегодно эта зона принимает порядка 25 тысяч туристов. На Старом Орхее стабильно зарабатывали все, но туроператоров он интересовал только в рамках въездного туризма. Однако за полгода полного простоя у 300 турагентств не осталось иллюзий — или местный турист, или банкротство.

Дома спать дешевле

Исследования показали, что 70 процентов респондентов заинтересованы в посещении туристических мест внутри страны. При этом 64 процента предпочитают активный отдых. Порядка 34 процентов выбрали семейный туризм, 32 процента — культурно-развлекательный, 30 процентов — исторический. Наших людей мало интересует dark-туризм (места захоронений), который занимает не более 1 процента. Не особо интересен им сельский туризм (4 процента), а также местные музыкальные фестивали (6 процентов).

По мнению потенциальных экскурсантов, основные минусы local-сегмента — это завышенные цены и отсутствие интересных достопримечательностей. Если в прошлом году стоимость обеда на небольшой винодельне колебалась в пределах 250 леев, то сейчас он оценивается уже в 400 леев. С услугами гида и транспортом стоимость однодневного тура подскочила до 700 леев на человека, ночевка будет стоить еще минимум 500 леев. Какой процент наших граждан готов выкладывать такие деньги? Так что если куда и ехать, к вечеру надо вернуться обратно и спать дома.

А вообще, на самом деле, наверное, многим жителям городов, в частности столицы, хотелось бы лучше узнать свою страну. Но по доходам мы не можем конкурировать с иностранцами. И если исключить из стоимости тура шикарный обед и заменить его домашним бутербродом, желающих покататься по Молдове, скорее всего, стало бы больше. Однако едва ли тощие карманы подавляющей части населения способны заинтересовать туристический бизнес.

 

Виктор Чернобровкин

comunist.md