Нет сомнения в том, что нынешний состав парламента Республики Молдова дискредитирован, недееспособен, подлежит досрочному роспуску. Так же нет сомнений в том, что делать это надо строго по Конституции, по закону. В противном случае и новому составу парламента обществом будет отказано в легитимности.
Нельзя допустить, чтобы «политическая целесообразность» превысила нормы закона. Знаменитая дилемма «Жеглов — Шарапов» в эпизоде с карманником Кирпичом не может и не должна дать преимущества утверждению Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме. Будет сидеть! Я СКАЗАЛ!». В этой фразе главными словами являются «Я СКАЗАЛ». Не закон, а «Я».
В этой ситуации роль и значение решений Конституционного суда, его ответственность и четкость неизмеримо высоки. Но Конституционному суду за последние годы это не дано. Он погряз в превышении своих полномочий, начиная с эквилибристики при выборах президента Тимофти.
Он допустил политическое вторжение в нормы Конституции подняв Декларацию о независимости выше самой Конституции. Он конъюнктурно изменил способ выбора Президента. И еще принял почти два десятка решений политического характера в угоду политическим группам, осуществивших захват государства.
Именно в этот период Конституционный суд из органа, призванного контролировать решения парламента, правительства и иных государственных органов на соответствие Конституции, был превращен в инструмент удовлетворения узкопартийных и групповых интересов путем политического вмешательства в содержание Конституции в угоду этим интересам.
Как сказал в 2019 году в своем выступлении на заседании, посвященном юбилею Конституционного суда третий президент РМ, председатель ПКРМ Владимир Воронин — «судьи Конституционного суда возомнили себя хозяевами Конституции, а не её сторожами. Им это позволили, от них это требовали, такую позицию у них «покупали» те, кто после 2010 года захватили государство – Республику Молдова. Таким образом был «запущен бумеранг» разрушения Основного Закона, превышения частных, групповых интересов над этим Законом, нарушения суверенного права народа РМ в отношении Конституции, хозяином которой только он – народ – и является».
И до сих пор Конституционный суд используют не для того, чтоб жить по Основному Закону, а для того, чтоб брать верх над политическими оппонентами. А судьи Конституционного суда с удовольствием или со священным страхом исполняют эту роль, нарушая, переворачивая свои же более ранние решения, не обращая внимания на рекомендации высокого органа Совета Европы – Венецианской комиссии.
В Республике Молдова полыхает политический кризис. Пути его преодоления лежат через парламент.
Неконституционный президент должна искать и предлагать точки соприкосновения парламентского большинства (какое бы оно ни было) с оппозицией (какая бы она ни была).
Пусть даже временная и шаткая консолидация высшего законодательного органа как воздух необходима для противостояния жестокой пандемии, устранения последствий суровой засухи, пандемических ограничений в движении людей, бесконечных локдаунов, ограничений в международной торговле.
Но так называемый президент не ищет путей преодоления кризиса у себя в стране, со своим народом, со своими государственными институтами, не осаживает амбиции зарвавшихся политиков, не предлагает им компромиссов на период преодоления сложнейших проблем.
Нет. Добившись путем беспрецедентного давления на КС решения, которое противоречит ранее принятым решениям этого же Конституционный суд, г-жа недопрезидент улетела к своим зарубежным кураторам румынским «хозяевам» искать у них поддержки против своего же народа. Искать оценок типа «новой истории успеха». Искать возможностей для нового захвата государства.
Бумеранг вернулся!
В этой политической траектории бумеранга Конституционного суда со своей предательской по отношению к Конституции линией поведения является «ракетой-носителем».
И так может быть всегда, если мы не откажем этому Конституционному суду в политическом доверии. Парламент должен немедленно отправить весь этот состав Конституционного суда в отставку. Он имеет на это право, т.к. присягу судьи приносят перед парламентом.
Политисполком Центрального Комитета Партии коммунистов Республики Молдова
Комментариев нет