19 ноября 2001 года был подписан Базовый договор между Республикой Молдова и Российской Федерацией.

 

Если пройтись по вехам многовековой дружбы России и Молдовы, следует отметить, что тенденция к сближению двух государств не была случайной или сиюминутной. Во-первых, великороссы и молдаване, с учетом своего происхождения, имели общих «родственников» — племена тиверцев и уличей, проживавшие в Пруто-Днестровском междуречье. Это вольно или невольно способствовало сближению жителей Карпато-Днестровского региона с русским миром. Во-вторых, нас объединяет православная вера. Недаром в документах Константинопольского патриархата в конце XIV века молдавская православная митрополия именовалась не иначе как Русовлахия. И наконец, православие определяло и общность культурных традиций народов России и Молдовы. Напомню, что церковнославянский язык стал официальным языком Молдавского княжества в конце XIV века и сохранял свой государственный статус на протяжении нескольких столетий.

 

Однако оставим исторические изыскания тем, кто ими профессионально занимается, и остановимся на сотрудничестве наших стран в новейшее время.

 

***

19 ноября 2001 года в рамках визита в Москву президента Молдовы Владимира Воронина был подписан Базовый договор между Республикой Молдова и Российской Федерацией.

 

Документ этот готовился к подписанию больше 6 лет. Все это время Москва и Кишинев стремились привести его в максимальное соответствие интересам сторон. И такой момент наступил.

 

Базовый договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова исходит из того, что эти две страны признают себя суверенными, независимыми государствами, а самое главное — в том, что Российская Федерация обязуется поддержать Республику Молдова в приднестровском урегулировании и сотрудничать на экономическом и торговом уровнях.

 

Отметим, что с приходом коммунистов к власти в нашей стране переговорный процесс, связанный с подписанием нашими странами главного политического документа, значительно активизировался в сравнении с предыдущим периодом. Тем не менее это не означает, что абсолютно все шло как по маслу.

 

Прежде всего необходимо было преодолеть недоверие к Молдове со стороны России, сложившееся за периоды правления президентов М. Снегура и П. Лучинского. Сегодня мало кому необходимо доказывать, что то десятилетие по праву считается потерянным для молдавского государства — и в политическом, и в общественно-социальном, и в экономическом плане.

 

В сфере международных отношений также гордиться было нечем. То, что называлось тогда установлением и развитием связей с мировым сообществом, по сути являлось безвольным и безоговорочным подчинением европейским и заокеанским эмиссарам. То, о чем говорилось как о возрождении и углублении отношений с Румынией, в действительности представляло собой последовательное уничтожение своего только-только обретшего независимость молдавского государства. Понятно, что от внимания руководства России это не ускользнуло.

 

Отличный от этого подход после прихода к власти Партии коммунистов Республики Молдова демонстрировало руководство нашей страны. Предельно четко были сформулированы цели, реализация которых была заложена в каждом пункте политического договора с Российской Федерацией. Принципы взаимоотношений были сформулированы уже в преамбуле договора. В практическом плане составление преамбулы стало наиболее сложным этапом в переговорах. Обсуждение данной части документа заняло четыре месяца. Молдавская сторона настаивала на признании Россией целостности нашего государства в границах августа 1991 года. Такова была основная цель руководства Республики Молдова. И достичь ее удалось лишь путем прямых переговоров между президентами Владимиром Ворониным и Владимиром Путиным.

 

Как вспоминает Владимир Воронин, «это была моя основная цель, и я с Владимиром Владимировичем (Путиным, — прим. ред.) добился решения этого вопроса. Это было самое главное. Если бы Путин не пошел в этом навстречу, не думаю, что я бы решился на подписание».

 

***

Результаты достигнутого базового соглашения начали проявляться практически одновременно со вступлением документа в силу. Причем практически во всех сферах. Сдвинулся с мертвой точки переговорный процесс по приднестровскому урегулированию, в том числе благодаря синтагме преамбулы, в которой Россия «в качестве сопосредника и гаранта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова» подтверждает свою «приверженность процессу политического урегулирования приднестровской проблемы».

 

Базовый договор буквально оживил экспорт молдавской продукции в Российскую Федерацию. Начался поступательный рост российских инвестиций в нашу страну. Соответственно, это выразилось в том числе в создании новых рабочих мест. Молдавские гастарбайтеры, а их общее число в 2001 году достигало порядка 660 тысяч граждан, стали возвращаться в Молдову, жить и работать дома, не покидая своих семей, обустраивая собственную жизнь, развивая свою страну, выплачивая налоги в казну нашего государства.

 

***

Но… Главным отличием руководителей, сменивших коммунистов во власти в Молдове, стало неумение и даже нежелание использовать опыт и достижения предшественников в обеспечении благосостояния граждан и укрепления молдавского государства.

 

Ухудшение отношений с Российской Федерацией привели к фактическому свертыванию процесса приднестровского урегулирования, потере традиционных восточных рынков сбыта, росту числа трудовых мигрантов из-за значительного сокращения рабочих мест в Молдове. Так называемая проевропейская политика, агрессивно навязываемая молдавскому народу правящими неумехами с 2009 года, привела нашу страну к кризису, охватившему политическую, социальную и экономическую сферы. Реализация молдо-российских проектов прекращена. Молдавское общество, по сути, расколото. Как и в 90-е годы, с большим подозрением и, пожалуй, пренебрежением к Молдове относится все международное сообщество.

 

Современная Молдова — нищая и вымирающая страна, которая рассматривается Западом и румынской элитой как будущая провинция «Великой Румынии». В целом никаких исторических перспектив у молдаван нет. Только тотальная дерусификация, романизация и католизация, нищий аграрный придаток Румынии.

 

Остается лишь надежда на то, что выход из подобного положения у нашей страны еще есть.

 

 

comunist.md