Партия коммунистов Республики Молдова со дня своего воссоздания ставила и ставит своей главной, стратегической целью улучшение качества жизни граждан нашей страны. Другой задачи у нас, коммунистов, нет.

 

В деятельности ПКРМ четко прослеживаются три периода наших действий в достижении этой цели.

 

До 2001 года, когда мы завоевали власть демократическим путем на выборах, мы, как могли, противостояли разграблению страны. Своими действиями и акциями на политическом поле, в том числе и в парламенте, всячески противостояли хищникам от власти, разрушающим социальную сферу. Это была оборона народа, которую возглавила ПКРМ.

 

Начиная с 2001 года, завоевав власть и овладев ее рычагами, ПКРМ перешла в контрнаступление на фронте социальной защиты граждан нашей страны — от младенцев до пенсионеров.

 

После антиконституционного переворота 2009 года и перехода в оппозицию, коммунистам вновь пришлось принять на себя руководство защитой наших граждан от пагубной политики власти в условиях захваченного государства.

 

***

ПКРМ не требовала (да и как мы могли требовать?) от людей благодарности за те положительные результаты своего управления страной, ее экономикой, социальной сферой. Ведь это, в конце концов, было задачей партии, её обязанностью как ответственной власти в руках ответственной политической силы — ПКРМ. Но мы ясно осознавали, что захват государства, который мы диагностировали еще в 2012 году, до проливания по этому поводу всех крокодиловых слез европейскими чиновниками высокого ранга, осуществлен с единственной целью — блокировать процесс демократической борьбы против грабителей и насильников Молдовы и ее граждан.

 

Результат не заставил себя ждать. Приведём несколько данных из официальной статистики для иллюстрации этого. Не станем загружать внимание читателей обилием цифр, но все же совсем без них не обойтись.

 

Итак, только за последние годы население Республики Молдова уменьшалось на 40 тысяч человек ежегодно. Так называемая история успеха вылилась в сокращение количества людей, проживающих в нашей стране, более чем на 320 тысяч человек начиная с 2014 года. При этом коэффициент старения населения с 2008 года вырос более чем на одну треть. Такой показатель, как ожидаемая продолжительность жизни, который за время правления ПКРМ вырос на два года, только с 2017 года сократился более чем на целый год. Естественная убыль населения выросла в 20 (!) раз. Высокими темпами падает рождаемость. А откуда ей расти, если количество вновь созданных семей сокращается на 1500 браков ежегодно? ЭТО НЕ ПРОСТО КОНСТАТАЦИЯ ФАКТОВ, ЭТО СЛЕДСТВИЕ ПОЛИТИКИ ГЕНОЦИДА ПРАВЫХ В ОТНОШЕНИЕ НАРОДА НАШЕЙ СТРАНЫ.

 

***

Откуда взять условия для роста благосостояния, для улучшения условий жизни, если рабочая сила в стране только за последние четыре года сократилась на 130 тысяч человек, а количество занятых — на 120 тысяч? Количество безработных, зарегистрированных в системе, только за последние четыре года выросло на 19 %, а среди людей в самом активном возрасте — 25 лет и старше — на 29 %. Сегодня эту проблему пытаются смягчить, принимая законы о так называемых подёнщиках. Попросту говоря, возрождая батрачество.

 

Только в сельском хозяйстве количество занятых сократилось почти на 200 тысяч работников. От этого катастрофические перемены в структуре сельхозпроизводства: преобладание пропашных однолетних технических культур, падение производства овощей, фруктов, замена их импортным товаром от укропа до помидоров, картофеля, яблок, винограда.

 

***

Еще в 2008 году Молдова была самодостаточной страной по молоку. Наши производители даже экспортировали сухое молоко. Сегодня мы с вами, наши дети и внуки в основном потребляем молочные продукты из импортного «разбодяженного» молочного порошка. Ну а как же иначе, если политика властей допускает, чтоб цены на «молочку» в магазинах росли изо дня в день, а на пунктах заготовки молока производителям не добавили ни одной бануцы. Поэтому в прошлом году молока реализовано на 34 % меньше, чем даже в 2018-м. Да вы и сами знаете, что еще 4–5 лет назад почти в каждом дворе имелись корова и бычок, а сейчас хорошо, если на каждую «махалу» наберется пара коров.

 

***

В период 2006–2008 годов внутреннее производство свинины выросло на 40 %, за последние же четыре года количество свиней сократилось в хозяйствах на 17 %, правда, выросло во властных структурах.

 

Результат: мы приближаемся не просто к беде, а к катастрофе. Поголовье КРС устойчиво снижается со 145 тысяч в 2019 году до 104 тысяч на начало 2022-го, в том числе коров минус 30 тысяч голов. Поголовье свиней за этот же период снизилось на 50 тысяч, овец — на 180 тысяч. Даже ослов стало на 2,7 тысячи меньше, но, к сожалению, только не во власти.

 

Производство и продажа говядины с 2019 по 2021 год упало на 11 тысяч тонн, свинины — на 5,2 тысячи, баранины — практически на 25 %, а нового поголовья нет. Что будут производить, продавать и есть завтра, наверное, никому во власти не интересно, они думают, что говяжья котлета появляется из гамбургера. Молока произведено на 67 тысяч тонн меньше, а яиц — на 108 миллионов штук меньше. Сухое молоко уже завозят в Молдову, хотя еще в 2005 году его экспортировали из нашей страны, но скоро, видимо, придется запрашивать яичный порошок, как по лендлизу.

 

***

Из всего этого и из неквалифицированного, высокомерного поведения в политике и государственном управлении, незнания реальной жизни общества, проблем экономических агентов происходит результат, выраженный в резком, просто взрывном росте цен и тарифов.

 

Энергия — основа любого производства товаров и услуг. Её цена взлетает в поднебесье, «не ведая преград». Но правительство высокомерно отвергает меры по смягчению роста цен на энергоносители, предлагаемые нами. Они молятся не нашему народу, а «букварю» Сороса и Гарварда, где богом является свободный рынок без всякого государственного регулирования. Самоустранение от решения жгучих проблем людей и экономики привело к самому высокому в Европе росту цен, даже выше, чем в воюющих России и Украине.

 

Цены в Молдове сорвались с цепи, подорожали: хлеб почти на 40 %, мясо и продукты из мяса, молочная продукция, масло сливочное более чем на треть, яйца — почти в двое, масло растительное, овощи, фрукты — на 70 % и более, картофель подорожал на 50 %. Горючее и топливо дорожает каждый день, и его уже «не укупишь». С газом власти просто не знают, что делать, ищут какие-то альтернативные источники, каких-то сомнительных поставщиков, у которых и газа-то нет, а если есть — то еще дороже. Стремительно дорожает одежда и обувь как для взрослых, так и для детей. Услуги детских садов взлетели более чем на 25 %, расходы на поддержание здоровья — почти на 20 %.

 

Производство падает: соков производится вдвое меньше, переработка и консервирование фруктов сократилось наполовину, молока и сливок произведено меньше на 5,5 тысячи тонн, муки и круп — на 10 %. Вдумайтесь! Сократилось на 6 % производство хлеба. Остановились работы по дорожному строительству, газификации и развитию водопроводной сети.

 

***

Столь же безрадостная картина наблюдается в промышленности, еще хуже в транспортной отрасли, в которой народное достояние — Железную дорогу Молдовы — рвут на части и готовят, по сути дела, к ликвидации и уничтожению. Проехать на маршрутке в райцентр становится недоступной роскошью.

 

Во внешней торговле утрачены традиционные рынки для большинства молдавских товаров.

 

А доходы граждан? Что с ними? Граждане потребили почти на 10 миллиардов леев меньше, а публичная власть использовала на свое содержание более чем на 2 миллиарда леев больше.

 

На оплату труда в целом по Молдове потрачено почти на 8 миллиардов леев больше, чем в прошлом году. Казалось бы, хорошо, но четверть этой прибавки «съели» банки и страховые организации, а госслужба и публичная администрация, т. е. власть и бюрократия, еще больше, итого — больше половины прибавки.

 

***

Сопротивление такой политике правых властей со стороны ПКРМ, возвышение коммунистами в своей политике голоса в защиту собственных национальных интересов, первые успехи коммунистической власти на пути создания социального, нейтрального государства спаяло намертво внутренних национал-предателей и их внешних покровителей в подлой борьбе против партии и власти, реализующих «политику национального интереса». В ход пошли все инструменты мощного подкупленного масс-медийного аппарата: ложь и клевета, гиперболизация неудач и принижение достижений, посулы неустойчивым и угрозы верным и стойким сторонникам ПКРМ. Сворачивается демократическая пресса, закрываются телеканалы и радиостанции, преследуются участники интернет-сообщества. Все это для того, чтобы люди, граждане, слышали только лишь пропагандистское вранье «желтой власти».

 

Результаты реставрированного праволиберального режима не заставили себя ждать. Если с 2004 по 2008 год стоимость рабочей силы, — по сути оплата труда — выросла на 100 %, то в дальнейшем до сегодняшнего дня темпы роста этого показателя колеблются около 30 %, притом что количество рабочей силы непрерывно сокращается. Количество нетрудоспособных на 100 человек активного возраста при нашей власти постоянно сокращалось. С 2014 года этот процесс пошел вспять и в 2021 году превысил показатель 2000 года на 4 %, а 2008 года — более чем на треть.

 

Средняя зарплата за последние три года выросла на 10 %, а потребительские цены только до 2021 года на 18 %, в т. ч. продовольственные— на 16 %. Это данные 2020 года, а в этом году мы наблюдаем настоящий «ценовой шторм»: рост цен приблизился к 30 %.

 

Уровень абсолютной бедности вновь пошел в рост: в 2018 году – 23 %, а уже в начале этого, 2022 года превысил 34 %.

 

***

Социальная сфера подвергается национал-либералами сознательному и циничному разрушению.

 

За последние четыре года в Молдове врачей стало почти на тысячу меньше, а медсестер и фельдшеров — почти на две тысячи. Это результат политики правых в области условий и оплаты труда медиков.

 

Посудите сами: за восемь лет правления ПКРМ расходы на здравоохранение в долларах США выросли почти в восемь раз, а за двенадцать лет праволиберального управления — только в 1,7 раза. Доля расходов на охрану здоровья в ВВП страны в прошлом году упала до уровня 2005 года, конечно, уступив уровню 2008 года более 11 %. За последние четыре года закрыто более пятидесяти амбулаторий и поликлиник, сокращены почти две тысячи стационарных больничных коек. Но тут грянула пандемия, и стало особенно ясно, что сокращение и персонала, и коек не просто недальновидно, это преступление против общественного здоровья.

 

Позорное и непрофессиональное обращение правых с пенсионной системой, ее фрагментация, а по сути разрушение уже стало общим местом. Лживые и бодрые обещания на деле становятся позорными уровнями индексации в 3–4 %. Манипулирование цифрами, такими как 2000 лей минимальной пенсии, в реальности обрастает кучей условий по недостижимому стажу и оборачивается реальной системной пустышкой. Для того чтоб в этом убедиться, не надо гулять по коридорам Гарварда и Оксфорда, достаточно выйти на улицу и спросить у пенсионеров.

 

А также неплохо бы спросить у них же, да и вообще, у жителей сел, как их довели до такой жизни, что дрова зимой не купишь, а уголь приходится покупать не тоннами на зиму, а на ведро или на мешок из-за дороговизны и снижения реальных доходов.

 

Таким образом, мы констатируем сегодня, что праволиберальное правление ведет к отступлению по всем направлениям от скромных, но положительных результатов правления ПКРМ — правления в сторону построения социального государства, поддержанного большинством граждан страны, единым левым флангом общества.

 

Именно поэтому важнейшей политической задачей начиная с прошедших парламентских выборов ПКРМ считает восстановление единства левых сил, несмотря на наличие идейных, организационных, иногда и политических разногласий в стратегии и тактике действующих на левом фланге политических партий и организаций. Мы определяем общее, что полезно для улучшения жизни граждан Республики Молдова. Для этого мы идем рядом. Когда мы достигнем приемлемых и справедливых условий жизни наших людей, тогда мы станем спорить до хрипоты, до драки о стратегии и тактике дальнейшего движения в нашем развитии. Если без этого будет принципиально не обойтись.

 

 

Политисполком ЦК ПКРМ