Государственные закупки — это деньги из наших налогов, и тратить их нужно эффективно
Эксперт команды Initiativa Pozitiva Константин Чарановски отметил, что государственные закупки производятся на деньги налогоплательщиков. Поэтому важно, чтобы гражданское общество могло отслеживать эти процессы.
— Государственные закупки — это те деньги, которые мы собираем как страна через налоги, через какие-то фонды, это наши деньги и мы должны их тратить эффективно. Очень важно, чтобы во всем этом была подотчетность властей, которые расходуют все средства. И тут на всех циклах должна быть подотчетность, потому что на каком-то этапе формируется потребность, и важно, чтобы гражданское общество имело возможность включаться и принимать решения.
Махинации в отчетностях
Общественная правозащитная организация Lex XXI выяснила случай списания медикаментов и написала запрос в министерство. В ответе сослались на то, что система была перегружена и данные за последние три года решили стереть. Об этом рассказала эксперт Диана Гросу.
— В медицине у нас катастрофа. Это очень закрытая система. Там невозможно пойти посчитать, сколько таблеток кому выдали, кому не выдали. Мы выявили, что списываются медикаменты, определили, кто списал и как списал. Есть официальный ответ: последние три года решили стереть, потому что база была слишком загружена. Таблица Excel, какая база может быть? И закрывают на это глаза. Законодательство, которое обязывает и в бумажной, и в электронной форме хранить эти документы 5-7 лет.
А в Бельцкой клинической больнице, по информации Дианы Гросу, заставляли переписывать больничный лист пациента и записывать туда множество дополнительных медикаментов. Данный факт организации подтвердили некоторые врачи, которые принесли эти листы.
Липовые справки о инвалидности
По данным Дианы Гросу, справки об ограничении возможностей также выдаются с нарушениями. Случается, когда группу инвалидности получает здоровый пациент, чтобы иметь право на определенные льготы. В то же время есть люди, которые не могут пройти все необходимые процедуры для получения категории инвалидности.
— Есть люди, которые должны иметь группу по инвалидности, и не имеют, потому что никто не может им помочь, чтоб они добрались до этой комиссии. А есть люди, которые вполне здоровые, но получают льготы как люди с особыми потребностями.
Кроме того, Гросу отмечает, что в государственных больницах не хватает диагностического оборудования для пациентов. Поэтому госучреждения все чаще покупают услуги в частных клиниках. Но это не всегда во благо пациенту.
— Лаборатории в частных клиниках не делают свою работу вовремя, потому что знают, что менеджер [больницы/центра здоровья] закроет глаза. Частник сначала соблюдает свои интересы, а ты жди. Если у тебя есть очень много времени, очень много терпения, ты можешь добиться всего от государства как надо, но это надо сидеть в очереди у семейного врача без конца, потом надо добиваться очереди, чтобы сдать какой-то анализ, а очередь на 3-4 месяца вперед. А что касается слуховых аппаратов и коленных протезов, там есть огромные риски коррупции.
Мониторинг сроков поставки
После процесса закупки важно продолжить мониторинг, чтобы убедиться в том, что товар не просрочен и что он пришел в нужные сроки.
— Нужен мониторинг: все ли дошло, все ли препараты с соответствующими сроками годности, все ли пришло вовремя, потому что если подписали товар, прошла закупка — это еще не значит, что товар приедет вовремя и в нужном объеме. Это еще один этап, за которым нужно следить. Такие этапы как прозрачность и вовлечение еще требуют развития, — отметил Константин Чарановски.
Мониторинг распределения медикаментов по больницам
После того, как все медицинские товары поступили на склады, они начинают распространяться среди больниц и пациентов.
— Прозрачность этих процессов — это следующий высокий уровень, насколько эффективно распределяются эти средства, потому что деньги налогоплательщиков превратились в другие материальные средства, но не перестали быть ценностью. Насколько они эффективно распространяются, управляются, насколько следят, чтобы срок годности препаратов не выходил, чтобы пациенты получали препараты, — отметил Константин Чарановски.
Во время эпидемии коронавируса были упрощены процедуры закупок, потому что нужно было быстро реагировать и поставлять медикаменты в больницы. Потом выяснилось, что медицинские изделия покупались по ценам с разницей в 300 процентов, что может быть следствием коррупции.
— Мы видели, что один и тот же товар: маски, защитные экраны для врачей в один и тот же период могли покупаться по очень разным ценам, и разница доходила до 300 процентов. Это может быть неэффективная закупка и это могут быть злоупотребления — то, что требует пристального внимания, — отметил Константин Чарановски.
«Хорошо, что мы об этом говорим, и завтра нас не посадят”
По мнению Константина Чарановски, эксперты и общественные организации могут внести свой вклад в мониторинг госзакупок, а задача гражданского общества — не молчать о нарушениях. У нас есть возможность свободно обсуждать такие темы без страха оказаться в тюрьме, как в некоторых постсоветских странах.
— Мы не стоим на месте, мы потихоньку двигаемся. И очень здорово, что есть организации на локальных уровнях, и благодаря таким организациям происходят перемены. И все те кейсы, о которых рассказывала Диана, это уже достижение, что они стали возможными. Что у кого-то была возможность проанализировать, собрать информацию, подать какую-то петицию. К сожалению, не во всех странах бывшего постсоветского пространства такая возможность есть. На сегодняшний день у нас есть больше возможностей и доступа к информации. Уже хорошо, что мы с вами сегодня свободно говорим об этом, и нас завтра не посадят за это.
По мнению Дианы Гросу, если процесс госзакупок будет прозрачным, то фармацевтические компании, опасаясь скандала, не пойдут на махинации.
— Открыть свет на госзакупки. Если это будет известно всем, не будет желания делать столько махинаций. Фармацевтические фирмы не захотят быть замешаны в таком скандале. Поэтому, если будет прозрачность именно в проведении этих закупок и, после того как закупили, что случилось. Есть огромные вопросы именно в здравоохранении. Когда будем иметь реальные конкурсы, когда будут заведующие отделениями [назначены] на основании конкурса, директора больниц на основании конкурса, главная медсестра.
Константин Чарановски рассказал, что в настоящее время ведется разработка приложения для пользователей услуг в сфере ВИЧ/СПИДА.
Около 35 тысяч пациентов смогут онлайн увидеть, какие им положены медицинские товары и услуги. Они также смогут мониторить качество каждой услуги и давать отзывы.
Эксперт рассказала о приложении «Инструмент бизнес-аналитики на основе OCDS для Молдовы». Оно предназначено для обеспечения публичного доступа к инструментам для быстрого и удобного анализа закупок по таким аспектам как :
предметы покупки и их классификаторы;
закупающие организации;
участники торгов (поставщики);
виды, статусы тендеров и лотов;
жалобы и их характеристики;
периоды времени (год-месяц, год-квартал, год).
Источник: enews.md
Комментариев нет