У инициативы президентки Майи Санду о проведении референдума в поддержку курса на присоединение к Европейскому Союзу есть один курьезный аспект. Она будет играть на этом референдуме, как пастух на флуере, чтобы согнать в общее стадо всех овец и баранов сторонников европейской интеграции. Не всех это обрадует.
У европастушки Санду не простая дудочка, а еврофлуер. Он издает магические звуки «Оды к радости» и вызывает у стада аудитории галлюцинации про счастливую жизнь в ЕС.
Большинство кишиневских партий и их лидеры поддерживают курс на евроинтеграцию, но главной проеэсовской по праву считается Санду. Иногда даже непонятно, зачем нужны все другие евроинтеграторы, если существует Санду с ее партией.
Признавая правильность общей генеральной линии, многие проеэсовцы критикуют Санду за то, что она не только неправильно проводит курс на евроинтеграцию, но своими авторитарными замашками, антидемократическими действиями и высокомерным презрением ко всем окружающим только компрометирует ЕС и подрывает доверие к нему со стороны электората.
Эти критики призывают отделить курс на ЕС, как безусловно позитивный сам по себе, от Санду, как несомненного воплощения почти абсолютного зла. В свете инициированного Санду референдума такой дуализм ставит других евроинтеграторов в раскоряченную и дурацкую позицию. Они не могут не поддерживать саму идею референдума об евроинтеграции, но они не хотят, чтобы он ассоциировался с Санду. Как преодолеть это шизофреническое раздвоение, они не понимают.
Исполняя на своем еврофлуере хит сезона «Мы европейцы и хотим в ЕС», Санду заставляет все проеэсовское стадо сообщество ритмично двигаться за ней и покорно поддерживать ее.
Хотят этого критики или не хотят, поддерживая референдум Санду, они работают на укрепление ее позиций и на ослабление самих себя.
Добившись на референдуме желаемого результата, Санду присвоит все лавры себе. Другие проеэсовцы, помогая Санду добиться такого результата, останутся в дураках, и в прямом, и в переносном смысле.
Если же критики скажут «Мы за ЕС, но без Санду» или «Мы за референдум, но не за тот, который запустила Санду», эти критики опять же окажутся в глупом положении. Санду скажет в ответ: «Видите, никакие они не проеэсовцы, если даже не хотят референдум за евроинтеграцию поддержать. Настоящие проеэсовцы — это я и моя партия. Остальные фальшивые».
Глядя на себя в зеркало, Санду сможет воскликнуть «Кто молодец? Я молодец!».
Другим, оставшимся у разбитого корыта, проеэсовцам придется искать ответ на более неприятный вопрос: «Если она так развела нас с этим еврофлуером, может, мы, в самом деле, бараны?»
Автор: Дмитрий Чубашенко.
Комментариев нет