Сотрудники железной дороги Молдовы все еще ждут выплаты зарплат: общий долг — 90 млн леев. Уже почти три месяца они не получают зарплату. Последние деньги получили за октябрь.
По данным руководства ЖДМ, почти шесть тысяч сотрудников лишь частично получили зарплату. Хотя январь приближается к концу, рабочие получили выплаты только за октябрь, так что у них задолженность почти на три месяца.
И вот как эти люди выживают? Особенно в сегодняшней Молдове? особенно при нынешней власти, когда цены буквально на все выросли в несколько?
Позвонили обычным работягам из ЖДМ, попросили поделиться секретами. А вдруг всем нам когда-нибудь пригодится?
Приходится брать кредиты на еду
— В конце декабря мы получили зарплату за сентябрь, — вздыхает Руслан Пушкаренко. — Зарплаты у нас и так небольшие. Я, как начальник цеха, получаю 7200 леев, а мои подчиненные — на тысячу меньше.
— Расскажите, как вам удается выживать в таких вот условиях? У всех у вас есть же семьи…
— Летом, когда пошел разгон по задержке зарплаты, я параллельно с зарплатной карточкой, еще взял кредит на 10 тысяч. И начал играться. Как получаю зарплату, быстренько вернул кредит, потом опять кредитную карту, затем опять вернул… К Новому году пошел на «суперигру» — закрыл кредит на 10 тысяч, открыл на 20. Вот так я и играюсь.
— Еще кредит отдавать вам придется…
— Да. если октябрьская зарплата непонятно на сколько подзадержится, то начнутся уже проблемы с самым кредитом.
— У вас, наверное, текучка большая?
— Не очень. Просто люди приходят устраиваться на работу, разворачиваются и уходят. В принципе, к нам никто не идет. В прошлом году пришло человек пять и столько же ушло. У нас в коллективе сплошное уныние. И работа — не в радость. Понимаете, законодательно мы повязаны по рукам и ногам. В отличие от нормальной международной практики, железнодорожники законодательно не имеют права протестовать. А самое реальное оружие пролетариата — забастовки. Мы и этого лишены.
— Кто виноват в сложившейся ситуации?
— Дело не в руководстве, а в системе, когда нормальное законодательство не работает. После предыдущего руководства обнаружились какие-то хищения, но мы так и не увидели никаких посадок, арестов, ни возвращения уворованного. Ничего этого не было.
Брать в долг в продуктовых магазинах
— За октябрь до Нового года мы успели получить зарплату, — признается старший дорожный мастер Юрий Киру, отработал на железной дороге 39 лет. — Вчера у меня человек уволился. еще троим дал за свой счет… Сам им сказал: «Ребята, ищите где-то подработку, потому что других вариантов я не вижу!» Да, у меня был небольшой скандал с начальством, им сказал: «Это не голодомор!» Почему отпускаешь людей, кто работать будет? Так вы и будете работать! А кто будет работать? Дайте людям зарплату и они будут работать! Какие проблемы?
— Сколько у вас получают сотрудники?
— В среднем получают 6600-6700 леев. И практически весь труд физический. Вот были недавно эти снежные катаклизмы. Днем и ночью мы обеспечивали движение поездов. То есть, чистили стрелочные переводы для того, чтобы поезда ездили. Сверухрочных не дали, сказали дать людям только отгулы. А раньше и отгулы давали, и двойную оплату.
— Как вам и вашим коллегам удается вживаться, не получая зарплаты, жить без денег?
— Благодарю Бога, что он мне дал детей. Они за границей находятся. Мне стыдно говорить об этом, скажу вам честно, они мне помогают. Если бы не дети, даже думать не хочу, как бы я выживал. У меня и проблемы со здоровьем имеются, с коленом. А мои работники, знаете, как выживают? Они сельские, из Мерен, Сынжеры, Добруджи, с Сокоден. Они, значит, так. Идут в магазин, там им по списку все дают. Как только получили зарплату, так ее в магазин и отдают.
— Всю отдают?
— Конечно! Иногда даже не хватает. Это не говоря о том, что у этих людей еще есть дети, у которых ботинок прохудился, штаны порвались, рукавицу потерял… Плюс коммунальные услуги. У меня просто слов нет…
МНЕНИЕ
— Когда я ушел с должности в 2019 году, не было ни одного лея задолженности по заработной плате, — говорит бывший глава ЖДМ Юрий Топалэ. — Когда я «взял» Железную дорогу долги по заработной плате составляли четыре месяца. И сколько я там работал я платил людям каждый месяц! Но эти четыре месяца долгов, которые я принял, они оставались. Но я их постепенно гасил. Когда я пришел, внешний долг предприятия составлял 700 миллионов леев, после моего ухода внешний долг уменьшился до 250 миллионов.
Скажу вам так. Эти проблемы — это только начало. Управлять не умеют. Этот «топовый» менеджмент, который пришел, только угробит предприятие. Это я могу вам с полной уверенностью предсказать.
Комментариев нет