Недавно в троллейбусе услышал от девушки, сидевшей напротив и «висящей» в мобилке, что она подъезжает к улице ЗелЕнского (прости, Господи). Как я мог не поправить это милое, но малограмотное создание, подверженное нейролингвистическому программированию со стороны столь же малограмотных политиков, словно мухи, обсидевшие все ТВ-каналы в Молдове.  К огромному счастью в Кишиневе пока еще не называют улицы именами пошлых клоунов ближнего зарубежья.

На улице Зелинского я прожил все свое детство и школьные годы (1964 – 1978). Учитывая, что фактически данная улица является не просто городской дорогой, а жилым микрорайоном, можно смело сказать, что таких, как я, великое множество. И названа улица в честь великого химика-органика, нашего земляка академика Николая Дмитриевича Зелинского.

Родился Николай 6 февраля (25 января) 1861 года в Тирасполе в дворянской семье. Отец Зелинского, Дмитрий Осипович, происходивший из потомственных волынских дворян, заседатель от дворянства и губернский секретарь. скончался от быстротечной чахотки (туберкулез) в 1863 году; два года спустя от той же болезни умерла его мать. Осиротевший мальчик остался на попечении своей бабушки, Марии Петровны Васильевой, проведя детство у неё в деревне.

Бабушка много внимания уделяла воспитанию и развитию внука. Опасаясь, что болезнь родителей передастся и ему, Мария Петровна приучала его к свежему воздуху, спорту. Бабушка стала и первой учительницей Николая: целый год она занималась его обучением дома, а уже позже он поступил в Тираспольское уездное училище.

Стараясь продолжить обучение внука, Мария Петровна с Николаем переезжает в Одессу, где он поступает в Ришельевскую гимназию. Николай учился хорошо по всем предметам и в старших классах также числился в лучших учениках гимназии. Учителя отмечали его как ученика, обладающего хорошим интеллектом, логикой мышления. Особенно он любил историю: читал о суворовских походах, знал много интересных фактов и очень любил рассказывать о своем предке, который по происхождению был турок.

В старших классах Зелинского стали больше интересовать естественные науки. Сначала его привлекала физика, но позже он впервые познакомился с химией. Примечательно, что двадцатью годами ранее в этой же гимназии начинал свою научную деятельность Д. Менделеев, книгу «Основы химии» которого прочитал Зелинский.

В июне 1880 года, после окончания гимназии, Николай поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Новороссийского университета. В то время здесь читали свои лекции известные русские ученые Мечников, Сеченов, Ковалевский.

Постепенно молодого студента все больше захватывала химия. Ему захотелось пойти тем путем, который открыли для него Менделеев и Бутлеров. Особый интерес у Зелинского вызывала органическая химия. На четвертом курсе его работа по этой теме была опубликована в журнале Русского физико-химического общества.

По окончании университета Зелинский был оставлен на кафедре химии. От университета был направлен на стажировку в Германию, где в течение двух лет (1885—1887) он занимался исследованиями сначала в лаборатории Й. Вислиценуса в Лейпциге, затем в лаборатории В. Мейера в Гёттингене. Здесь ученый в результате собственных исследований новой реакции получил ранее неисследованное вещество, как оказалось смертельно опасное — дихлордиэтилсульфид (впоследствии более известное как иприт), которое было применено немцами во время Первой мировой войны в битве при Ипре. Во время экспериментов Николай Дмитриевич получил тяжёлое отравление не изученным к тому времени газом.

В 1887 году был назначен приват-доцентом по кафедре химии Новороссийского университета. В 1888 году выдержал магистерский экзамен, в 1889 году защитил магистерскую («К вопросу об изомерии в тиофеновом ряду»), а в 1891 году — докторскую («Исследование явлений изомерии в рядах предельных углеродистых соединений») диссертации.

Интересно, что через тридцать лет Зелинский направил все свои силы и знания против действия иприта, разработав противогаз. Не смотря на свое несомненное авторство Зелинский не стал патентовать изобретённый им противогаз, считая, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях, и Россия передала союзникам право его производства. Всего же за годы Первой мировой войны было произведено около 11 млн противогазов. Единственный сохранившийся экземпляр противогаза Зелинского хранится в доме-музее Николая Дмитриевича. Но и по сей день принцип устройства противогаза, разработанный академиком Зелинским, применяется в различных странах мира, поскольку практически ничего эффективнее в противодействии боевым отравляющим веществам не создано.

В 1893-м году Николай Дмитриевич был приглашён в Московский университет по инициативе Д. И. Менделеева. С 1893 года до своей смерти был профессором Московского университета, за исключением периода 1911—1917 годов. В 1911 году он покинул университет вместе с группой учёных в знак протеста против политики царского министра народного просвещения Л. А. Кассо.

Позже Зелинский получил из Петербурга предложение возглавить Центральную лабораторию Министерства финансов, а также заведовать кафедрой товароведения на экономическом факультете Петербургского политехнического института.

Перед лабораторией стояла проблема очистки этилового спирта от сивушных масел. Оказалось, что наиболее эффективен адсорбционный метод очистки с помощью древесного угля, открытый еще русским ученым Ловицем в 1785 году.

С 1911 по 1917 годы работал профессором в Санкт-Петербургском политехническом институте. В 1917 году вернулся в Московский университет. Профессор кафедры химии (1917—1929) физико-математического факультета. Заведующий кафедрой органической химии (1929—1930 и 1933—1938); заведующий кафедрой химии нефти (1938—1953); заведующий лабораторией антибиотиков и биогенных оснований (1950—1953) химического факультета. Заведующий кафедрой органической химии химического отделения (1932—1933). С 1935 года активно участвовал в организации Института органической химии АН СССР, в котором затем руководил рядом лабораторий.

10 июля 1941 года Зелинский вошёл в состав Научно-технического совета для разработки и апробации научных работ по химии, связанных с оборонной тематикой.

В годы Великой Отечественной войны работал в эвакуации до лета 1943 года. Зелинский принял участие в работах по повышению качества авиационных бензинов и смазочных масел. Был разработан новый процесс, позволяющий получать горючее с высоким октановым числом; были найдены новые катализаторы для процессов ароматизации нефти и получения продуктов оборонного значения. Под руководством Зелинского был детально исследован процесс каталитического крекинга нефти с определением химической природы его продуктов спектральными методами.

Зелинский руководил также работами по изысканию путей рационального использования продуктов первичной переработки твердого топлива — угля, сланцев, торфа. В связи с этим важное значение приобрела проблема освобождения от серы сланцевых смол. Сланцы составляли около трех четвертей топливных запасов СССР, но высокое содержание серы обесценивало их как сырье для получения моторного топлива. Зелинский в годы войны нашёл решение этой задачи, пропуская сланцевые масла в смеси с водородом над платиной или никелем на окиси алюминия при 300°С. Сера удалялась в виде сероводорода.

Развитие нефтехимии в нашей стране привело к коренной реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности для получения искусственного жидкого топлива. В результате научных исследований в качестве ценного сырья для высокооктанового моторного топлива и качественных смазочных масел стало возможным использовать не только жидкие, но и твердые горючие ископаемые. Тем самым были созданы необходимые предпосылки для переработки на моторное топливо богатейших угольных ресурсов Западной Сибири, угля и природного газа Ухты и Печоры и других отдаленных от фронта районов.

В биографии Зелинского как ученого много выдающихся страниц. Он по праву считается основоположником целого ряда новых отраслей химической науки: химии нефти, химии белка, органического катализа, химии сверхвысоких давлений. Он создал десятки лабораторий, обучил тысячи химиков. Зелинский обогатил науку блестящими откры­тиями, громадным количеством исследований, широкими теоретическими обобщениями. Ему принадлежит около 600 научных трудов.

Академик Арбузов так писал о деятельности Н.Д. Зелинского: «Его можно отнести к химикам-романтикам, к той категории ученых, которые не ограничиваются какой-либо одной, хотя бы и важной областью, а захватывают целый ряд вопросов или даже проблем, часто не имеющих между собой непосредственной связи». Сам же Н.Д. Зелинский так говорил о своем любимом деле: «Я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выбрал эту науку в качестве своей специальности».

Родина высоко оценила заслуги Зелинского. Советское правительство присвоило ему звание заслуженного деятеля науки, трижды звание лауреата Сталинской премии, звание лауреата Ленинской премии. Среди высоких наград, присвоенных Н. Д. Зелинскому за заслуги в области химии – четыре ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, золотая звезда Героя Социалистического Труда. Научное сообщество Советского Союза торжественно отметили его 90-летие и 60 лет научной деятельности.

Сергей Иванов

Comunist.md

06 февраля 2024 года