На решения людей влияют две базовые эмоции — жадность и страх

Часть 3. Экономика, политика и страх.

На решения людей влияют две базовые эмоции — жадность и страх. В основе политики и экономики находится манипулирование именно этими эмоциями. Об этом и пойдёт речь в этой части.

Как только стало ясно, что российский блицкриг на Украине провалился, молдавские власти оправились от шока и определились с дальнейшей внешней политикой.

Выбор был сделан в пользу поддержки Запада и Украины против России, при официальном сохранении нейтралитета. На тот момент решение, вероятно, выглядело оптимальным по совокупности критериев. В обмен на эту позицию Кишинёв получал рост помощи Запада и перспективы вступления в ЕС. Вместе с тем, концентрация внимания Москвы на войне в Украине и формальный нейтралитет Молдовы не должны были значительно повысить риски безопасности.

Логично, что власти быстро сделали ставку на риторику об угрозах со стороны России. Это должно было увеличить экономическую и политическую помощь Запада, а также, стимулировать страхи населения, что, по задумке политтехнологов, должно было заставить его сплотиться вокруг власти.

Но как только Кишинёв начал официально массированно заявлять об угрозах «гибридной» и даже конвенциональной войны, для иностранных инвесторов такая риторика стала сигналом об опасности для их капиталов в Молдове. А в условиях страха инвесторов об экономических успехах речи быть не могло. Вместе с тем, экономическая помощь Запада в 2022 году оказалась не в том объёме, чтобы компенсировать ущерб, а в дальнейшем она вообще начала снижаться.

В условиях экономического провала и роста недовольства населения, у властей не было другого выхода как дальше «давить» на страх. И риторика о русской угрозе только усиливалась. Уводя информационную повестку от экономических проблем, но одновременно еще более пугая инвесторов и блокируя рост экономики. И хотя в приватных беседах на инвестфорумах власти давали понять потенциальным инвесторам, что все не так страшно, ситуацию это меняло мало.

В результате, то что два года назад казалось идеальным решением, в долгосрочной перспективе привело власти в ловушку. Чтобы снизить недовольство населения нужно повысить экономический рост через отказ от риторики страха. Но отказаться от неё категорически нельзя из политических соображений. Неразрешимое противоречие.

Теперь, с приходом предвыборного сезона времени выйти из этой ловушки даже теоретически нет.

Что будет дальше?

Как мы говорили, в предвыборный период власти не могут отойти от прежней линии — риторики страха и позиции «ястребов». Следовательно, экономика продолжит стагнировать и Молдова войдёт в выборы Президента и Парламента в условиях нарастающего недовольства населения своим экономическим положением.

Однако, эффективность этой риторики падает в отсутствие приближения войны к Молдове. А оппозиция будет делать все возможное, чтобы максимально снизить доверие к ней и повысить внимание населения к экономической повестке.

Использовать излюбленный предвыборный приём власти — эксплуатировать эмоцию жадности через повышение зарплат, пенсий и прочих трансфертов не вариант. Так, понижение Минэкономики своего прогноза роста ВВП с 3,5% (заложенного в бюджет) до 2,5% означает, что придётся резать даже запланированные расходы.

Поэтому, чтобы решить эту проблему у власти есть единственный выход — ещё больше эксплуатировать страх.

Следовательно, наш прогноз, что в ближайший год власти будут ещё больше повышать ставки в противостоянии с Москвой. Цель — вызвать ответную реакцию и повысить чувствительность населения к внешней угрозе. А чтобы эскалация не вышла из-под контроля и нужны #backchannels о которых мы говорили.

К сожалению, как следует из предыдущих частей нашего анализа такой подход на задачу ускорения экономического роста окажет негативное влияние.

enewsmd.online