Владимир Воронин: «Забота о ветеранах — вопрос государственного уровня, вопрос ответственности перед народом, перед поколениями — подрастающим и зрелым»
24 августа исполняется 80 лет со дня освобождения территории Молдовы от немецко-румынских захватчиков. Именно Ясско-Кишинёвская операция, осуществлённая с 20 по 29 августа 1944 года, войдёт в историю как одна из самых удачных стратегических наступательных операций советских войск во время Великой Отечественной войны, в результате которой была разгромлена крупнейшая группировка вражеских сил на балканском направлении. С этого переломного момента начался отсчёт новой жизни для нашей республики, для всего нашего народа. Период созидания, строительства, новых надежд на будущее — обязательно счастливое.
На мемориале «Шерпенский плацдарм» в этот день в память о погибших в той страшной войне за освобождение нашей Родины прозвенит колокол. Чтобы помнили… Чтобы не забыли…
Историческая справедливость, преемственность поколений, незыблемость ценностей и роль консолидации общества — эти вопросы в условиях современной Молдовы, как никогда, актуальны. Удастся ли на них ответить молдавскому обществу?
Об этом читайте в интервью третьего президента Молдовы Владимира Воронина.
— Решение о строительстве мемориала в Шерпенах было принято в 2003 году. Это были не самые простые времена для Республики Молдова. То есть было на что изыскивать финансовые средства. А строительство такого объекта требовало значительных затрат. И все-таки Вы как президент, как руководитель государства и правящей партии сделали выбор в пользу мемориала, в пользу выделения этих средств. Что двигало Вами тогда?
— Должен подчеркнуть, что мы реализовывали программу, в которой Шерпенский мемориал был только частью. В целом программа была направлена на Объединение Общества. Тогда общество нуждалось в консолидации, причем во всеобъемлющей — и в духовной, и в культурной, и, безусловно, в исторической. Вы правильно подметили, тогда были очень сложные времена, и консолидация общества тогда — как, впрочем, и сейчас — была одной из первостепенных задач.
Строительство мемориала «Шерпенский плацдарм» фактически стало всенародной стройкой. Причем зачастую люди работали безвозмездно. Кстати, строительство этого мемориального комплекса было задумано и начато еще в конце 80-х годов, потом все было заброшено. Все начатые работы остановлены. В 2002 году активисты ПКРМ вышли на Ленинский коммунистический субботник и провели первую посадку деревьев на месте будущего «Шерпенского плацдарма». Даже провели эксперимент — впервые были высажены в открытый грунт восемнадцати-двадцатилетние ели. Переживали, приживутся ли… И прижились все!
Наряду со строительством мемориала в Шерпенах мы провели масштабную и капитальную реконструкцию мемориала воинской славы «Вечность» в Кишиневе, который так же, как и многие другие мемориалы и памятники воинам-освободителям, находился в плачевном состоянии.
Только представьте себе: по всей стране было восстановлено более 860 памятников односельчанам, ушедшим и не вернувшимся с той страшной войны. Почти в каждом населенном пункте мемориалы либо находились в полуразрушенном состоянии, либо были полностью разрушены. В некоторых селах таких памятников не было вовсе, в остальных они были построены еще в далекие 50-е, 60-е годы из местных материалов — из чего могли тогда, из того и строили, — время их тоже не пощадило… Все они также были восстановлены.
Кстати, одновременно реализовывались и другие проекты. Например, по строительству и восстановлению колодцев по всей Молдове. В начале 2000-х вопрос обеспечения питьевой водой в населенных пунктах, как вы помните, был одним из самых актуальных.
И самое главное, что следует отметить: ни одна из наших программ — будь то восстановление памятников, объектов культа, будь то инфраструктурные проекты и многое другое из того, что мы тогда предлагали обществу, — не была отвергнута народом, обществом. Напротив, все наши начинания, все цели и задачи, которые мы ставили перед собой как правящей партией и перед обществом, — все воспринимались людьми с одобрением. Было понимание того, что страна строится и развивается, у людей появилась надежда на будущее. Будущее для своих детей.
Возможно, я предвосхищаю ваш следующий вопрос, но восемь лет нашего руководства Молдовой не были потерянными годами. В отличие от того, что происходит сейчас, что получила страна и народ за последние годы.
К моему великому сожалению, спустя столько лет наше общество снова разделено на геополитические квартиры, а историческая правда снова фальсифицируется, на смену приходит лжеистория, которую пытаются внедрить в умы подрастающего поколения псевдополитики и разных мастей политические проходимцы. Что увидела Молдова за последние годы? Только разрушение, только казнокрадство и издевательство над народом.
При нас ни один из дней за все восемь лет нашего руководства страной не был потерянным. Каждый день был наполнен созиданием, все усилия были направлены на конструктивное, позитивное развитие. День сегодняшний — тотальная разруха во всем. Это трагедия.
И посмотрите: разрушительная волна антигосударственной политики опять-таки напрямую затронула и культуру, и духовность, и историческую основу нашего государства. Только в сравнении с ситуацией конца 90-х и начала 2000-х годов ситуация нынешней Молдовы куда более тревожная, потому что есть силы и внутренние, и внешние, которые прилагают много усилий по дестабилизации обстановки в стране. Какой выход? Выход в том, с чего мы с вами начали беседу, — в срочной консолидации всего молдавского общества. Только так, иначе ничего хорошего не выйдет.
И если вернуться к разговору о важности сохранения исторической памяти, памятников Великой Отечественной войны, к значению того же Шерпенского плацдарма — это, конечно же, очень серьезная воспитательная основа. Тем более что мы, политики, все говорим об исторической правде, но при этом многие из политиков эту историческую правду сегодня пропускают через свои фильтры, не чувствуя ответственности.
— Владимир Николаевич, то, что Вы сейчас перечислили, — лишь малая часть сделанного и реализованного ПКРМ за годы правления. Все это ведь связывает людей с этой землей, на которой они живут, где они родились. Укрепляет эту связь. А такие мемориальные комплексы, как «Шерпенский плацдарм», — отнюдь не лишний повод для национальной гордости: мы причастны к той Победе! Сейчас об этом, к сожалению, не очень модно говорить, особенно в верхах. Не припомнить что-то, когда бы руководство страны за последние годы участвовало в организации, в курировании подобных мероприятий. Разве что присутствуют на кишиневском мемориале «Вечность», произносят какие-то формальные речи… Почему так происходит, как Вы думаете?
— Да и то — присутствуют на мемориале в Кишиневе и выступают там только потому, что этот день ими же объявлен Днем Европы.
9 Мая, священный День Великой Победы, они заменили Днем Европы. Вот они этот европейский день и отмечают больше как день окончания Второй мировой войны. Хотя Вторая мировая война закончилась 2 сентября. Им так удобнее, комфортнее, такие метаморфозы с исторической правдой вписываются в их политическую конъюнктуру. Вот и все объяснения. Но для нас, для Партии коммунистов, для всех настоящих патриотов своей страны, это был и есть День Победы над фашистскими захватчиками и над румынскими оккупантами.
Кстати, в той же Румынии на местах былых сражений поставлены памятники советским освободителям. И сколько бы там ни сменилось властей после Чаушеску, их не тронули. Вдоль дорог стоят эти памятники. И наши доморощенные либералы и демократы разъезжают по этим автотрассам, смотрят на эти памятники. А у нас они им мешают. Это — культура, вернее, ее отсутствие, помноженное на какой-то первобытный анимализм. Чего от них хотеть! Чего от них ожидать на поприще государственных управленцев!
Как бы нынешней власти ни хотелось затереть, забыть, как бы ни хотелось некоторым политическим силам переписать историю, 24 августа 1944 года останется Днем освобождения от фашистских захватчиков, великим Днем Победы. Без этой памяти не только молдавскому народу — всему человечеству не выжить, потому что это была действительно страшная война, жертвами которой стали миллионы безвинных людей.
— Вы предвосхитили вопрос: насколько важно ежегодно праздновать такие даты — не только юбилеи?
— Ежегодно и ежедневно надо приходить к этим памятникам, к этим могилам, возлагать цветы и кланяться. Мы живем столько, сколько живет наша память. Но, помимо этого, мы обязаны передавать эту память из поколения в поколение личным примером.
— Владимир Николаевич, у Партии коммунистов, которая находится в жесткой оппозиции уже много лет по отношению к власти, сейчас меньше возможности оказывать поддержку ветеранам. И все-таки ПКРМ не отступает от этой деятельности.
— Это по большому счету обязанность государства. И здесь, когда говоришь слово «помощь», не надо иметь в виду подачки. Потому что если какая-то партия отдельно помогает ветеранам, то возникает очень много вопросов: откуда эти партии берут деньги на эту помощь? С какой целью они это делают? Чтобы прикормить к предстоящим выборам? А так нельзя. Забота о ветеранах, забота о детях, забота о больных — это вопросы государственного уровня. А не частной лавочки, не какой-то партии или какого-то должностного лица. Здесь вопрос заключается в ответственности перед народом, перед поколениями — подрастающим и зрелым. В конце концов, это вопрос совести государства.
Сегодня что? Вспоминают о ветеранах перед выборами — все щедрые, добрые, носятся с мешками продуктов, с деньгами. Это прямой подкуп граждан. А по большому счету это издевательство над людьми, которые нужны политикам на выборах, а потом на четыре года о них забывают.
У Партии коммунистов совершенно иной подход. Мы, даже находясь в оппозиции, постоянно отстаиваем интересы граждан. Здесь и вопросы пенсий, и вопросы медицины, лекарственных препаратов, здесь и вопросы коммунальных тарифов. Все это бьет по самым обездоленным. Другое дело — насколько благополучие граждан в приоритетах нынешней власти. Судя по всему — не в приоритетах. И граждане в этой связи сделают соответствующие выводы.
Пресс-служба ЦК ПКРМ
24 августа 2024 года
Комментариев нет