Вчера правительство Молдовы утвердило введение фискальной монополии до конца 2025 года для компании Energocom и государственного предприятия Moldelectrica на рынке электроэнергии для «покупки электроэнергии, услуг по балансировке и электроэнергии для балансировки национальной электроэнергетической системы Молдавской ГРЭС» в Приднестровье.

Вводят монополию «в целях обеспечения энергетической безопасности Республики Молдова, предотвращения нестабильности на рынке электроэнергии, характеризующейся отсутствием конкурентных предложений на покупку электроэнергии по доступной цене».

В пояснительной записке отмечается, что «в настоящее время принимаются меры по развитию рынка электроэнергии, включая ускоренные шаги по созданию уполномоченного оператора рынка электроэнергии для облегчения операций с электроэнергией, включая трансграничные операции, и поддержания баланса между спросом и предложением для обеспечения бесперебойного электроснабжения. Функционирование конкурентного рынка возможно только при наличии достаточного количества активных участников рынка, достаточного количества заявок и т.д. Время, необходимое для достижения этих условий, будет представлять собой переходный период, в течение которого должна быть обеспечена безопасность поставок электроэнергии конечным потребителям, а власти должны иметь достаточные инструменты для гарантии безопасности энергоснабжения».

Также «существует риск», что МГРЭС не выполнит все процедурные требования либерализованного рынка, «что может привести к зональному разрыву цен, что, в свою очередь, отразится на ценах/себестоимости продукции и массовом недовольстве населения».

При этом полностью зависимая от поставок российского газа станция в условиях фискальной монополии, пишут авторы, «обеспечит безопасность покупки электроэнергии за счет предоставления «Энергокомом» эксклюзивности в отношениях с МГРЭС, что также будет способствовать повышению безопасности государства за счет исключения возможности возникновения гибридных угроз, как это произошло, например, на рынке природного газа», а «наличие единственной организации, имеющей коммерческие отношения с МГРЭС, не только повысит скорость реакции, но и будет способствовать созданию предпосылок для укрепления переговорной позиции и получения более доступных цен на закупаемую электроэнергию».

Находят у монополии и преимущество в том, что она «поможет практически окончательно устранить риск появления на рынке электроэнергии участников, которые будут стремиться заключать контракты по спекулятивным ценам, как это недавно произошло на рынке природного газа, с целью снабжения групп граждан по ценам значительно ниже установленных регулятором, чтобы дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране, что представляет собой гибридную угрозу» и, кроме того, «с помощью этого механизма государство получит возможность вмешиваться в экономические отношения между Energocom SA, Moldelectrica SA и МГРЭС с целью минимизации рисков, связанных с поставками и стоимостью электроэнергии, поскольку они оказывают непосредственное влияние на экономику в целом и на стоимость единицы каждого продукта или услуги».

Какой-то прямо манифест саморазоблачения имени Алайбы. И монополия, и монополия — это хорошо, и хорошо, чтобы побольше монополии и, главное, чтобы государство всех держало за горло через монополию.

enewsmd.online