На пятом заседании «Платформы партнерства для Молдовы» нашей стране выделили почти 400 миллионов евро кредитов и грантов. Особого оптимизма это не внушает, поскольку совсем не ясно, куда ушло более миллиарда донорских средств, собранных на предыдущих встречах

Накануне стартовали два крупных по своему информационно-политическому размаху ивента. Первый – очередное заседание германо-франко-румынской инициативы под названием «Платформа партнерства для Молдовы», второй – форум «Moldova Business Week-2024». В теории оба мероприятия должны привлечь дополнительные деньги на развитие нашей страны.

На деле, конечно же, о светлых перспективах рассуждать не приходится: речь идет лишь об удержании социально-экономической ситуации наплаву. Показатели торгового баланса первого полугодия, мягко говоря, обескураживают и не дают ни малейших поводов для оптимизма как внутренним инвесторам, так и внешним. Достаточно сказать, что в январе-июне экспорт снизился сразу на 12,8%, при этом спад имеет место по всем группам стран – и в СНГ, и в ЕС, и в прочие направления.

Не хочу иронизировать насчет заполняемости залов стартовавшего бизнес-форума, но что-то подсказывает, что на текущем этапе инвестиционный интерес к нам не слишком высок, учитывая региональные события и политическую ситуацию в республике. Вряд ли владельцы крупных капиталов готовы вложиться в государство, находящееся по соседству с воюющей Украиной и не являющейся членом НАТО. Помимо этого, нет никакой уверенности, что прозападный режим PAS, а равно как и сама Майя Санду сможет удержать власть в своих руках и, следовательно, сохранить нынешний внешнеполитической курс Молдовы.

Понимают это и те, кто уже давно вкладывал в нашу страну. Не будем перечислять названия, но только в этом году свернули свои производственные площадки сразу несколько известных компаний. Минимизируя риски, бизнес-проекты будут и дальше закрываться, перемещаясь в ту же Румынию или другие территории с относительно дешевой рабочей силой и близостью к емким рынкам сбыта.

В общем, с бизнес-ивентом все более-менее понятно – все сделано ради картинки в сложный избирательный период. С «Платформой партнерства» чуть интереснее, поскольку власть явно делала на него главную ставку и в плане пиара, и в плане получения денег. Картинка действительно получилась представительная: в Кишинев съехалось несколько десятков делегаций, а также представители дипломатического корпуса и международных организаций.

Забавно, что в отличие от 2023 года, на этот раз ни премьер, ни кто либо иной из руководства страны не стал говорить о реальной ситуации в экономике или удручающих цифрах статистики, чтобы показать сложное положение государства. Во-первых, вряд ли это кого-то сильно растрогает, поскольку все и так уже приехали из своих столиц с готовыми «подарками». Во-вторых, ожидать от чиновников PAS за месяц до президентских выборов открытого признания в том, что Молдова в плане экономики доведена до ручки, было бы большой наивностью. Поэтому, натянув праздничные лица, все дружно направились во Дворец республики складывать цифры.

Итоги, кстати, не то, что бы сильно впечатляют. Всего в ходе мероприятия было подписано девять соглашений о финансировании. Общая сумма – более 380 млн евро, которые, как обычно, делятся на две категории: льготные кредиты и гранты. И только 80 млн евро поступят в «безвозвратном виде», а вот 305,1 млн евро достанутся как займы. Деньги якобы планируют направить на модернизацию инфраструктуры, развитие зеленой энергетики, управление и переработку отходов, модернизацию железных дорог и восстановление лесов.

Названная сумма – это, скажем так, совсем не густо. Ожидать иного, наверное, не стоило. Еще год назад правительство передало партнерам внушительный райдер приоритетных потребностей: реконструкция инфраструктуры, строительство дорог, портов, аэропортов, систем водоснабжения и канализации. Общая стоимость приблизилась к 15 млрд. евро, но на Западе никто не проникся и таких денег давать не спешил. В итоге все как-то скромно скинулись, и объем подаяний оказался гораздо меньшим, чем даже на предыдущих съездах.

Напомню, что на первом заседании платформы в Берлине нам обещали свыше 600 млн. евро прямой бюджетной поддержки, не считая кредитов. На второй встрече в Бухаресте привлекли примерно аналогичные суммы. А вот в Париже, допустим, самым ярким жестом стало выделение с «барского плеча» президента Франции стомиллионного транша на закупку газа и электроэнергии. Наконец, в прошлом году на четвертой платформе нам дали 38,7 млн евро грантов и 110 млн евро льготных кредитов.

Тенденция к снижению поддержки более чем очевидна. Некоторое увеличение помощи в 2024 году объясняется только тем, что в этот раз в Кишинев пригласили вдвое больше делегаций, ну, и, конечно, предвыборными моментами. Но у всего, так или иначе, есть предел, и в следующем году уже вряд ли получится утроить число участников этого увлекательного действа. А если до осени 2025 года в Молдове произойдут кардинальные перемены во власти, то провести очередной слет доноров, вероятнее всего, вообще не получится. Зато в нескольких европейских столицах, наверное, вздохнут с облегчением.

Запуская в 2022 году формат коллегиальной поддержки Молдовы, организаторы ставили перед собой цель мобилизовать, сконцентрировать и скоординировать политическую, техническую и финансовую помощь развитых западных стран в условиях, когда наша республика находится в сложном положении из-за российско-украинской войны. Спустя два года нет никаких признаков того, что этот механизм стал чем-то надежным и развивающимся. Напротив, все приобретает практически те же черты, что и помощь Украине. Финансовые потоки истощаются, а скудные объемы едва позволяют латать зияющие бюджетные дыры, а иногда не дают покрыть даже приоритетные социальные расходы.

И самый главный момент – а куда и как были израсходованы эти немаленькие совсем по молдавским меркам средства, собранные на четырех предыдущих донорских встречах? Судя даже по официальной статистике, никакого рывка Молдова за последние два с половиной года так и не сделала – наоборот, общий регресс и все сопутствующие ему негативные тенденции в экономике и демографии продолжаются. Или у режима все настолько плохо с управлением страной, что даже такие плачевные результаты были достигнуты только при масштабном иностранном финансировании? Ответы на эти вопросы мы наверняка узнаем только спустя годы. И не исключаю, что по итогу выяснится, что у нас вновь увели один миллиард, а может и все два.

На самом-то деле все эти пышные собрания, конечно, подчинены одной цели по имени Майя Санду, а также, главным образом, чтобы продемонстрировать «безграничную» внешнюю помощь и политическую поддержку нынешнему правящему режиму. При этом, судя по опубликованному заявлению Франции, Германии и Польши в формате «Веймарского треугольника», дальнейшая помощь в рамках платформы может быть более адресной, преимущество на оборонный сектор. Короче, будут давать не деньгами, а железом. И это наверняка уже вызвало большую грусть в отдельных кишиневских кабинетах, где рассчитывали, засучив рукава, активно приступить к освоению многомиллиардных бюджетов.

Виктор ЕНИ

enewsmd.online