Четвертого октября 1957 года состоялось историческое событие в истории планеты Земля.  С научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» (ставшего впоследствии известнейшим космодромом «Байконур») ракета Р-7 вывела на орбиту земли шар под названием ПС-1 весом 83,6 кг из алюминиевого сплава. Он 92 дня продержался на орбите и совершил 1440 оборотов вокруг Земли, непрерывно посылая радиосигнал. «Бип-бип-бип» звучали его позывные. Это и был первый искусственный спутник Земли. День его запуска считают началом эры освоения космоса во всем мире.

Имена авторов создания искусственного спутника Земли, как и межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7» вызывают немалое уважение. Это генеральный конструктор Сергей Королёв, академики М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, И. В.Лаппо К. И. Грингауз и многие другие.

Американцы наивно считали, что в космической гонке они окажутся первыми, опередив СССР. Для этого были некоторые предпосылки: сначала в создании атомной бомбы, затем в дальних бомбардировщиках, потом — водородная бомба. Но, по совести говоря, это была не космическая гонка (она по-настоящему началась только после спутника), а гонка вооружений.

Спутник, то есть летательный аппарат, способный совершать орбитальный полет вокруг Земли, служил одним из самых надежных индикаторов, указывавших на наличие у страны межконтинентальных баллистических ракет. В совсекретной записке, которую среди других ответственных деятелей подписали М.В. Келдыш и С.П. Королев, говорилось: «Если запуск спутника и выход его на орбиту будут успешными, то сообщение об этом по радио следует произвести через 2—2,5 часа после его запуска, т.е. после того как от координационно-вычислительного центра будут получены надежные данные о прохождении спутником первого полного оборота Земли. Сообщения о дальнейшем движении спутника должны регулярно передаваться по радио.

В случае, если спутник не выйдет на орбиту, но совершит полный оборот вокруг Земли, об этом следует также сообщить, так как этот эксперимент подтвердит возможность попадания ракеты в любую точку земного шара».

Саму идею создания искусственного спутника Земли С.П. Королев доложил 16 марта 1954 года на совещании у академика М.В. Келдыша. Тот, в свою очередь, получил одобрение этого предложения у президента Академии наук СССР А.Н. Несмеянова. 27 мая 1954 года С.П. Королев обратился к министру вооружения Д.Ф. Устинову с докладной запиской «Об искусственном спутнике Земли», подготовленной М.К. Тихонравовым. В августе 1954 года Совет министров СССР утвердил предложения по проработке научно-теоретических вопросов, связанных с космическим полетом. В начале августа 1955 года заместитель председателя Совета министров СССР М.В. Хруничев, председатель Специального комитета по ракетному и реактивному вооружению В.М. Рябиков и С.П. Королев направляют первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву и председателю Совета министров СССР Н.А. Булганину записку в связи с заявлением американцев о планах запуска спутника. И уже 8 августа 1955 года на заседании Президиума ЦК КПСС было принято решение «О создании искуственного спутника Земли.

Когда ракета уже была готова к старту, Королев спросил начальника полигона: «У вас есть полковой трубач?». Вызвали горниста. Раздалась команда: «Сигнальщик, играть зорю!». И над космодромом (а казалось, над всей планетой) поплыл музыкальный сигнал, возвестивший начало отсчета космической эры человечества. Что думал тогда тот безвестный трубач? Мы не знаем. Но Королев наверняка размышлял о космической судьбе человечества — иначе откуда у него, в самый ответственный момент занятого техническими проблемами, возникло такое поэтичное решение? Возможно, в тот день Королев вообще был единственным в мире человеком, глубоко понимавшим цивилизационный смысл происходящего.

Американцы слегка обделались. Хотя поначалу не поняли всей значимости происходящего. Тем паче, что президент Эйзенхауэр каждый раз отмахивался от возможности запуска спутника русскими.

Первые 24 часа после сообщения о советском спутнике атмосфера в Белом доме была совершенно спокойной, пока не стала известна общественная реакция на это событие. Тогда вспомнили, что Эйзенхауэра много раз предупреждали о пропагандистском значении запуска спутника, но он не верил в это. После факта запуска он попытался приглушить эффект спутника, но без успеха. Тогда он призвал своих сотрудников не комментировать запуск спутника и тем более не отвечать на вопрос, могут ли США превзойти Советы в космосе. Президент Эйзенхауэр оказался чуть ли не в одиночестве, отказываясь разделить всеобщую панику.

Спутник вызвал небывалый международный резонанс. Буквально за один день международный статус СССР неимоверно вырос. Запуск спутника имел ошеломляющий успех во всем мире. Многие радиостанции транслировали сигналы, которые аппарат посылал с орбиты, а само слово «спутник» вошло во многие языки мира. Нобелевский комитет, намеревавшийся заслуженно наградить создателя первого спутника, получил из СССР лаконичный ответ: это победа всего советского народа. Лучше, пожалуй, и не скажешь…

Дмитрий Крымов

04 октября 2024 года