Замораживание проектов USAID и денежное «обезвоживание» разветвлённой сети, крепко державшей Молдову в рамках западного курса, нанесут серьёзный урон по позициям PAS и Майи Санду, а в перспективе могут привести к серьёзным изменениям в наших обществе и политике

В 2022 году Агентство США по международному развитию (USAID) отмечало 30-летний юбилей своей деятельности на территории Молдовы. По оценкам американцев, за три десятилетия наша страна от правительства США через эту организацию получила около $700 млн долларов, которые потратили на более чем 130 проектов.

Несомненно, в обозримом будущем столь обильный источник ресурсов продолжал бы расширяться, если бы не возвращение в Белый дом Дональда Трампа. Одним из первых его действий на посту стало, по сути, объявление войны этому федеральному агентству. К сегодняшнему дню пакет решений, принятых Трампом против USAID (пусть некоторые из них и были частично отменены судебными органами), позволяет сделать прогноз, что, в конце концов, оно прекратит своё существование в привычном виде. Наиболее очевидным последствием этого станет то, что под вопросом окажется разветвлённая сеть влияния Соединённых Штатов в различных регионах и странах мира, которая в значительной степени поддерживалась через программы и проекты агентства.

Молдова однозначно относилась к числу крупных потребителей американских денег: инвестиции Вашингтона были значительными. Не случайно, что после указа Трампа о приостановке международного финансирования на 90 суток волна негодования прокатилась в том числе и у нас. Буквально на днях стало известно, что общий бюджет USAID на содержание наших неправительственных организаций составляет около 90 млн долларов. Скорее всего, это только малая часть большого иностранного навеса, который долгие годы возводился над органами государственной власти и политическими институтами, обеспечивая США твёрдые и влиятельные позиции в нашем государстве.

На самом деле деятельность USAID в Молдове гораздо шире и инклюзивнее, чем себе может представить рядовой житель республики, поэтому попробуем раскрыть некоторые детали. Основные заявленные направления работы связаны с развитием демократии и рыночных отношений, борьбой с коррупцией, прямой помощью государственному и частному сектору. При этом агентство было наиболее активным, если сравнивать с другими его американскими коллегами, преследующими во многом аналогичные цели.

Денежные потоки артикулируются в магистральных программах, которые распадаются уже на несколько категорий проектов и осваиваются государственными организациями, неправительственным сектором, а также небольшими группами активистов и инфлюенсеров. Возьмём несколько таких программ для примера:

— Building Social Cohesion, запланированная на 2022-2026 годы. Её выполняет американская компания Management Systems International. Основные цели – рост сторонников европейской интеграции и процессов демократических реформ, объединение молдавских граждан вокруг общей европейской идентичности. Для этого предоставлялись гранты общественным объединениям и местным средствам массовой информации. Кстати, для последних был отдельный проект на 11 млн долларов, от которого «запитывались» в том числе такие видные СМИ как Newsmaker, Ziarul de Gardă, RISE Moldova и др.

— Financial Sector Transparency Activity (FSTA) со сроком исполнения с 2019 по 2024 годы и с бюджетом в 9,5 млн долларов. Она была рассчитана на усиление прозрачности деятельности государственных структур и повышение общественного доверия к надзорным органам. По некоторым данным, программу планировали продлить и на следующую пятилетку, но в новых обстоятельствах её будущее выглядит неопределённым.

— Supporting Entrepreneurship Education in Europe and Eurasia. 2017-2026 гг., 1,2 млн. долларов. Состоит из образовательных программ для школьников и студентов, которые предназначены для налаживания партнёрских отношений с местными и национальными властями, НПО, общественными группами и предприятиями частного сектора.

— Future Technology Activity (FTA). 2021-2026 гг., более 52 млн. долларов. Данная программа направлена на повышение конкурентоспособности и расширение интеграции в мировой рынок преобразующих секторов экономики в Молдове. Речь идёт об информационно-коммуникационных технологиях, машиностроении, легкой промышленности, творческих индустриях и цифровых медиа.

— Moldova Institutional and Structural Reforms Activity. Планировалось исполнить в период с 2022 по 2027 годы, затратив 35 млн. долларов. Основная задача – стимулировать реформы в экономическом секторе. На такой же срок предусматривалась и другая программа – Rural Competitiveness and Resilience Activity, под которую выделяли около полусотни млн. долларов. Она направлена на развитие сельского хозяйства и туризма, что должно способствовать наращиванию потенциала аграрного сектора страны для экспорта в Европейский Союз.

Привлекает внимание, особенно сегодня, работа USAID в энергетической сфере. Курс правительства на отказ от российских поставок газа привёл к резкому повышению закупочных цен на энергоносители и росту тарифов. Чтобы поддержать геополитически выгодную для себя политику режима, США начали оказывать помощь через программу Development Finance Corporation (DFC) со сроком до 2029 года, призванную поддерживать кредитование в энергетике. Помимо этого, задействована программа Moldova Energy Security Activity (MESA), которая несмотря на то, что предполагалась на более короткий срок, с 2022 по 2026 годы, включает в себя финансирование в размере почти 60 млн долларов, чтобы углубить интеграцию энергетических систем Молдовы и Европы. Также в соответствии с соглашением, подписанным 30 июня 2023 года, США через USAID должны были выделить нам безвозмездно 300 млн. долларов для развития демократии, гражданского общества, независимых СМИ и укрепление независимого от России энергетического сектора.

Конечно же, это далеко не все программы, которые осуществляют у нас США, но они формируют основной массив проектной деятельности USAID в Молдове. В целом же работа американского агентства все эти годы имела целью формирование механизмов влияния США, плавную трансформацию настроений в молдавском обществе и в политических институтах власти для последовательного включения нашей страны в сферу влияния Запада.

Оценив деятельность одного из крупнейших американских инструментов глобального влияния, можно судить о глубине внешнего проникновения в структуру нашего государства и общества. За три десятилетия у нас сложилось целое сословие со своими устойчивыми связями в США, своим сводом правил, который идёт вразрез с действующим законодательством и интересами страны, своими лидерами и механизмами воздействия на власть. В отличие от других общественно-политических групп, у этой грантовой касты есть собственный набор привилегий, особая неприкосновенность и право вмешиваться во многие вопросы государственной значимости.

Последние десять лет стали периодом наиболее активного инкорпорирования представителей этого сословия в систему государственного управления и, в конечном итоге, оно стало одной из крупнейших правящих групп, потеснив другие политические проекты и партии. Замораживание проектов USAID и срезание больших ресурсных потоков для поддержки разветвлённой сети, позволявшей удерживать Молдову в рамках западного курса, безусловно, нанесёт серьёзный урон по позициям PAS и Майи Санду, особенно накануне решающих выборов в парламент.

Наверное, какого-то запаса для поддержания всей этой сетевой инфраструктуры хватит на ближайшие месяц, может два. Но в том, что Брюссель восполнит эти выпавшие объёмы внешней поддержки, мы сильно сомневаемся. И если США всерьёз пойдут на оптимизацию своих расходов, то это может привести к структурным изменениям в наших обществе и политике.

enewsmd.online