До выборов осталось две недели. И больше всех рвется к власти, а точнее — остаться при своих теплых местечках — правящая верхушка. Четыре года назад Партия «Действия и солидарности» (PAS) с трибуны рисовала картинку будущего — Молдова с новыми, широкими дорогами, строящимися школами и больницами, с открывающимися предприятиями и появившимися в результате этого рабочими местами.

Казалось, стоит лишь проголосовать «правильно», и через пару лет мы проснёмся в маленькой Швейцарии. «Желтым» проевропейцам дали шанс даже те, кто особо не верил политикам. И сейчас они – в рядах разочаровавшихся. Каждый день мы просыпаемся в Молдове, где дороги смывает первый сильный ливень, пенсионеры экономят на еде и лекарствах, а бизнес думает не о развитии, а о том, как свести концы с концами и перевести «белую» бухгалтерию в конверты.

Представители PAS ругали старую власть за коррупцию, бедность и хаос, однако подарили народу то же самое, и даже хуже, но только в «европейской» упаковке. Они клялись покончить со схемами, восстановить справедливость и вернуть людям веру в государство. Прошло четыре года. Где все эти дороги? Где новые больницы? Где обещанный рай для бизнеса и пенсионеров? А коррупционные схемы сами они их и возглавили. Ирония судьбы в том, что представители PAS критиковали «захваченное государство», Плахотнюка и «воровскую власть», но сами воссоздали её копию, но еще хуже – циничную, продажную, с звериным оскалом. Народ по-прежнему уезжает из Молдовы, старики считают копейки, а дети в XXI веке учатся в сельских школах, где туалеты на улицах.

PAS-парадокс: что обещали, и что из этого «построили»

Кампания правящей партии строилась на лозунгах борьбы с коррупцией, модернизации госаппарата, стимулировании экономического роста и социальной справедливости. Партия позиционировала себя как альтернативу «старым» коррумпированным правительствам, обещая прозрачность, эффективность и европейские стандарты управления. Грозились посадить весь криминал. Однако самые громкие процессы за 4 года пришлись на политических оппонентов. Народно избранная башкан Гагаузии Евгения Гуцул, молодая мать двоих детей, уже больше месяца находится в тюрьме, ее соратников арестовывают один за другим, чиновников из Гагаузии постоянно обыскивают и задерживают. Людей, которые поддерживают оппозицию, кошмарят гигантскими штрафами, прикрывая это борьбой с электоральной коррупцией.

Шокирующий случай произошел в Сорокском районе, где пожилая женщина умерла из-за стресса после получения уведомления о штрафах, которые ей нужно заплатить. Штраф выписала пенсионерке полиция за якобы финансовую помощь из Москвы. По рассказам односельчан, в селе Кишкэуць, погибла женщина в возрасте 82 года. Она не могла пережить такое горе — ей принесли штраф на сумму 20 тысяч леев. Утром ее нашли мертвой.

Все отрасли в кризисе, а экономический рост почти нулевой

В стране бедность растёт, фермеры протестуют, а стратегические объекты распродаются. Полугодовые задержки зарплат на госпредприятии «Железная дорога Молдовы» показывают неспособность обеспечить стабильную работу стратегических объектов. Международный свободный порт Джурджулешты окончательно утрачен — государство не предприняло шагов по его возвращению. И теперь на порту зарабатывает, кто угодно, но только не Молдова. Из-за закрытия морского сообщения с Украиной все грузовые суда идут через Джурджулешты. Единственный выход к морю Молдовы может быть использован в военных целях.

Экс-президент Владимир Воронин утверждает, что порт, наверняка, будет использоваться не столько даже Румынией, сколько блоком НАТО в условиях регионального военного кризиса.

«Государство во времена ПКРМ построило порт исключительно за бюджетные средства. Из бюджета было оплачено также строительство автомобильной дороги и железнодорожной магистрали, ведущей к порту. Никаких заемных денег при возведении этого объекта не использовалось. Ни Европейский банк Реконструкции и Развития, ни коммерческие банки, ни международные фонды в финансировании работ участия не принимали. Каким же образом вдруг образовался долг перед ЕБРР, да еще и настолько обширный, что объект принципиальной и стратегической важности перешел в собственность банка?», — задается вопросом Воронин.

Режим PAS одним росчерком пера лишил Молдову выхода к морю, продав румынам морской порт, построенный при власти ПКРМ. Воронин подчеркивает, что объяснение может быть только одно: молдавская власть, ЕБРР и румынское правительство действовали в сговоре.

Четыре года правления PAS показали: обещания не совпадают с реальностью. Сегодня цифры и реальные примеры говорят о том, что лозунги остались лишь политическим инструментом, а проблемы населения — всё те же, но еще более усугубившиеся.

Стыд и срам с «великой стройкой»

Если послушать агитационные видео PAS четыре года назад, да еще и записанные на русском языке, охватывает настоящий ужас, насколько циничны молдавские политики, не скупившиеся на обещания.

Тогдашний вице-председатель PAS Наталья Гаврилица громко заявляла: «Мы больше не можем ждать по 10 лет, пока построят одну дорогу».

И что в итоге? Четыре года прошло – и вот депутатка Давидович не стесняется записывать агитационном видео о новых дорогах, и торжественно рассказывать, как в селе Албота де Жос появилась первая асфальтированная дорога, а на заднем плане видно, что ее … нет. И протяженность ее, оказывается, 356 метров. Ролик стал вирусным — смеются все. И горько плачут. Потому что весь этот цирк деньги налогоплательщиков.

Та же Гаврилица обещала, что две современные больницы появятся в Кагуле и Бельцах. Слышали про стройку? Видели хоть фундамент? Нет? Правильно, потому что их нет. Зато есть бесконечные разговоры о «реформе здравоохранения», получении грантов и намечающейся «стройке века».

Идем дальше, Гаврилица обещала новые 500 детских садов и «современные санузлы» в школах. Но родители продолжают возить детей в те же ветхие садики, а в школах собирают деньги на туалетную бумагу (а ее все равно нет). Молчим про сельские школы. Там туалеты и вовсе на улице.

3000 км водопроводов и канализации? Люди в селах до сих пор с вёдрами у колодцев. Электрификация и «мосты через Прут и Днестр»? Даже проектной документации толком нет.

«Увеличим площадь засаженных деревьями до 25%». Но деревья уезжают на дрова, а новые зеленые насаждения — только в отчётах и селфи министров на субботниках.

Эта музыка – музыка несбывшихся обещаний — может длиться вечно

«Восстановим культурные сооружения», — обещали они. Ага!

Буквально летом министр культуры Серджиу Продан объяснил отсутствие работ по восстановлению Филармонии тем, что советская власть слишком много построила в Молдавии:

«Советская власть построила слишком много — в более тысячи населенных пунктов — домов культуры и концертных залов, которые оказались разрушены по всей стране. Они слишком большие, приходят в упадок и их нет возможности содержать. Мы создаём культуру для людей, а Национальная филармония — это не только стены».

Филармонию восстанавливать власти не собираются. Ну да, зачем восстанавливать филармонию, если можно просто красиво поговорить о высокой миссии культуры. В конце концов, зрителю не нужен зал — ему хватит эфира с речами министра. А если вдруг кто-то соскучился по музыке — может включить интернет. Или послушать ветер, гуляющий сквозь руины Филармонии.

Что обещали бизнесу, и почему компании так бегут от налоговой

Андрей Спыну сулил рай для предпринимателей: нулевой налог на прибыль, «проверки не чаще раза в три года», борьбу с монополиями. Реальность же иная: налоги растут, проверки никуда не делись, монополии цветут. А бизнес массово уходит в тень.

В Молдове треть компаний не платит налоги, а половина даже не отчитывается перед государством. По статистике, в стране якобы рекордное число новых фирм, но отчёты в налоговую подаёт только 49 процентов. А чем заняты остальные? То, что 51 процент экономических субъектов зарегистрированы, но не работают, говорит о том, что эти бизнесы и составляют молдавскую теневую экономику.

За последние четыре года ВВП Молдовы сократился на 4,6%, сельское хозяйство оказалось в кризисе, инфляция составила 67,4%, а уровень бедности превысил 37%. Всё это – результат правления PAS. Молдавская экономика остаётся в зоне низких темпов роста, и власть в очередной раз демонстрирует разрыв между громкими лозунгами и реальными перспективами.

Но это еще не все. В Молдове зафиксирован новый тревожный показатель — годовая инфляция достигла 7,3%. Для сравнения: в большинстве стран региона темпы роста цен заметно ниже, что ставит Молдову в число аутсайдеров по динамике цен.

Рост цен затронул практически все сферы — от продуктов питания до услуг ЖКХ. Особенно болезненно инфляция ударила по социально уязвимым категориям: пенсионерам и семьям с низкими доходами, которые и так едва справляются с оплатой коммунальных услуг и покупкой базовых продуктов.

Экономисты отмечают, что причиной инфляции является не только внешняя конъюнктура, но и просчёты внутренней экономической политики. Закупка энергоресурсов по завышенным ценам, отсутствие стратегического контроля над рынками и зависимость от посредников усиливают давление на цены внутри страны.

Если тенденция сохранится, осень и зима могут стать особенно тяжёлыми для граждан. При этом правительство PAS вместо того, чтобы искать реальные решения, продолжает заниматься политическими играми и предвыборной агитацией, оставляя людей один на один с растущими ценами.

Что обещали пенсионерам

Дан Перчун и Наталья Давидович обещали рост пенсий, «100% компенсацию лекарств», «уход на дому». На деле – «минималка» дотянута до символической планки, но инфляция съела всю индексацию. Лекарства дорожают, а компенсации получают не все. Уход на дому? Эти слова знакомы только в агитационных буклетах.

Бедность всё ещё остаётся одной из самых острых проблем в стране — она затрагивает почти каждого третьего жителя. Причём 15% граждан Молдовы живут в условиях крайней бедности, когда не хватает даже на самое необходимое. Особенно тяжело приходится именно пенсионерам и многодетным семьям: более половины из них живут за чертой абсолютной бедности.

Об этом говорится в докладе «Неравная Молдова», подготовленном Центром партнерства для развития. Особенно тяжёлая ситуация в сёлах, где уровень абсолютной бедности на 21,3% выше, чем в городах. Люди в сёлах страдают сильнее, так как большинство из них живут за счёт сельского хозяйства и пособий, а подстраховаться в трудные времена им не на что.

Самая большая проблема для пожилых людей — это низкий доход. Средняя пенсия едва покрывает прожиточный минимум. В 2024 году более 43% людей старше 60 лет живут в условиях абсолютной бедности. Почти половина из них говорят, что даже такие базовые расходы, как покупка лекарств, становятся серьёзной проблемой.

Из-за нехватки денег многие пожилые люди не могут получить медицинскую помощь. Особенно тяжело пожилым женщинам — каждая четвёртая не может обратиться к врачу, даже когда это нужно срочно.

3 из 10 детей в Молдове живут в бедности

Почти 34% несовершеннолетних в Молдове — это каждый третий ребёнок — растут в условиях абсолютной бедности. Это значит, что им часто не хватает самого необходимого — еды, одежды и безопасности. Экономические проблемы отражаются и в трудностях доступа молодых людей к медицинским услугам: более 13% парней и 14% девушек в возрасте от 18 до 29 лет не могут позволить себе консультацию у врача, лекарства или даже оплатить дорогу до больницы. В сёлах ситуация ещё сложнее. Люди по-прежнему сталкиваются с проблемой ограниченного доступа к основным коммунальным услугам. Только 42% молодых людей имеют дома природный газ, и лишь четверть — доступ к канализации.

Внешняя политика и показные реформы

Партия Санду активно позиционировала себя как силу перемен, нацеленную на борьбу с коррупцией, укрепление демократии и евроинтеграцию. В своих предвыборных кампаниях партия акцентировала внимание на необходимости реформ в судебной системе, усилении независимости прокуратуры и улучшении качества государственного управления. Попшой говорил о «взвешенном диалоге и на Запад, и на Восток». Итог — Запад доволен декларациями, Восток закрыт, экспорта нет, а граждане, работающие в России, даже не могут перевести своим родственникам деньги в страну, так денежные переводы, авиасообщение, работа межбанковских счетов просто заблокированы. Молдаванам в России даже не дают голосовать на выборах – власть открыла всего два участка в Москве. И откровенно делит диаспору на «своих» и «чужих».

Просто вчитайтесь в слова Михая Попшоя, цинизм в каждой фразе:

«Руководство страны обязано обеспечить хорошие условия для наших граждан, работающих и в России, и в Европе. Необходимо решить вопросы их пенсионного и социального обеспечения. Нам нужно найти устойчивые решения по наращиванию экспорта на всех рынках, включая в Россию!»

Что касается реформ, даже в отчётах международных организаций отмечается, что реформы правоохранительных органов и судебной системы не достигли ожидаемых результатов. Да, они были инициированы, но реальной независимости судей никто так и не увидел. А Конституционный суд в Молдове – это и вовсе притча во языцех. В обмен на признание выборов, его членам позволено все. Назначение судей в Конституционный суд осуществляется по принципу личной лояльности президенту и правящей партии. Реформы, заявленные как шаг к укреплению независимости, на деле лишь усилили политический контроль Санду.

Если результаты выборов совсем не понравятся режиму, он их не признает, считает журналист Дмитрий Чубашенко, которого цитирует «Первый в Молдове».

По его словам, для ЕС сейчас очень важно сохранить Молдову в текущем векторе, уточнив, что поэтому народ и видит такую «карусель европейских чиновников», посещающих республику.

«Для них очень важно, чтобы Молдова не выходила из их общего окопа и подчинялась всем брюссельским структурам. Если здесь наметятся какие-то изменения или даже угроза изменений, будет сделано все, чтобы это остановить. Для этого, у них есть Конституционный суд, который примет любое решение. Для европейцев ставки очень высоки».

Власть обслуживает не национальный интерес, а внешние центры влияния

«Парламентские выборы раз в четыре года становятся не просто голосованием, а схваткой мировоззрений. Кто-то решает под влиянием эмоций — как будто купил безделушку в магазине, а кто-то внимательно сравнивает программы партий, биографии кандидатов и результаты их работы», — рассуждает политолог Богдан Цырдя в эфире у журналистки Нины Димогло.

Но, по его словам, на деле критерий выбора очевиден: нужно смотреть на то, что партии и политики сделали до прихода к власти и чего добились, уже находясь у руля. Уровень инфляции, рост экономики, тарифы, социальная политика — вот реальный показатель, а не лозунги.

«Например, в период 2010–2014 годов совокупный рост ВВП составил 30 %. А в 2021–2024 годах — лишь 0,4 %, то есть фактически ноль. При этом страна получила рекордные кредиты — 3 миллиарда евро. Где эти деньги? Люди задают этот вопрос всё чаще, особенно когда сталкиваются с новыми тарифами и налогами», — отметил политик.

Компенсации, которые давались населению, оплачивались в долг, убеждён Цырдя. Но кредиты придётся возвращать с процентами. А значит, впереди — «настоящие тарифы» и «настоящие налоги», которые будут чувствоваться острее, чем красивые слова про «независимость от России».

«Проблема Молдовы в том, что власть слишком часто обслуживает не национальный интерес, а внешние центры влияния — МВФ, ВТО, Всемирный банк или транснациональные корпорации. Это видно на каждом шагу: от повышения пенсионного возраста до закрытия школ по международным рекомендациям», — отметил политолог.

Вот почему сегодня на выборах речь идёт не просто о партиях, а о выборе модели развития. Либо Молдова продолжает идти по пути обслуживания чужих интересов, превращая своих граждан в гастарбайтеров за рубежом, либо она начинает защищать свой национальный интерес и создавать рабочие места дома, считает Цырдя.

Вместо заключения

Четыре года назад на митингах и в предвыборных роликах звучали громкие обещания: дороги, больницы, пенсии, поддержка бизнеса, справедливость для каждого. Гаврилица рисовала картину тысяч километров новых трасс и освещённых улиц. Спыну уверял предпринимателей, что бюрократическая удавка будет снята, проверки станут редкостью, а нулевой налог даст возможность расти. Перчун клялся, что минимальная пенсия поднимется до 2000 леев, а лекарства для пенсионеров будут бесплатными. Боля говорил о борьбе с коррупцией и социальной справедливости. Гросу обещал вернуть государство народу. Давидович рисовала «золотые горы» для нацменьшинств и расширение возможностей для русскоязычных.

Но реальность оказалась куда прозаичнее. Дороги по-прежнему разбиты, в селах по сей день ходят с вёдрами за водой, новые больницы так и остались на бумаге. Пенсионеры продолжают считать каждую копейку, а бизнес жалуется на давление чиновников. Обещанные «реформы ради людей» растворились в бесконечных отговорках. Махровая русофобия процветает на всех уровнях. Агрессивны агитаторы PAS суют русскоязычным свои газеты, заставляя «просвещаться», происходят перепалки. Министр Бузу называет народ, который не проголосует за «желтых», быдлом.

И вот главный итог: PAS пришли к власти под лозунгом «хороших времен», а тянут теперь за собой шлейф разочарования из-за тотального роста цен на продукты и «коммуналку», преследования политических оппонентов, введения цензуры и закрытия СМИ. Они не просто не выполнили обещанного — они сделали ровно то, за что критиковали в свое время олигарха Плахотнюка, но в еще более изощренной и жестокой форме.

www.md.kp.media