9 октября 1967 года был расстрелян Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна, известный как Че Гевара. Последние слова всемирно известного революционера звучали так: «Стреляй, трус, ты убьешь мужчину!»
От шахмат к революции
С детства Эрнесто Гевара страдал тяжелым заболеванием – бронхиальной астмой. Этот недуг во многом определил увлечения будущего революционера в юные годы. Че Гевара обожал читать и очень любил шахматы. Любовь к шахматам послужила тому, что юный аргентинец заинтересовался Кубой: Аргентину тогда посетил его кумир, экс-чемпион мира по шахматам кубинец Хосе Рауль Капабланка. Позднее Эрнесто много путешествовал и видел бесправие и бедность простого населения «заднего двора США» – так называли в то время Латинскую Америку. Прозвище Че он получил потому, что в речи постоянно использовал аргентинское слово-паразит «che». Во время путешествий Гевара на два года оказался в Мексике, где работал врачом в Институте кардиологии и где познакомился с Фиделем Кастро, который уже готовил революцию на Кубе. Тогда Эрнесто решил оставить спокойную карьеру врача и посвятить свою жизнь революционной борьбе.
Бессмертный символ революции
В годы Кубинской революции Гевара проявил себя как храбрый солдат и талантливый командир. Несмотря на тяжелую болезнь, он совершал изнурительные марш-броски; как врач, лечил раненых, был жёсток в выражениях, но никогда не унижал подчиненных. После победы Кубинской революции команданте Гевара не мог сидеть на месте. Он считал, что нужно продолжать революционную борьбу в других точках мира, тогда как Кастро и его сподвижники полагали необходимым государственное строительство своей родины. Известный на весь мир революционер в 1965 году отправился в Конго, через год – в Боливию, где на Че Гевару началась настоящая охота. Активнейшее участие в ней принимало ЦРУ США. В 1967 году команданте попал в плен. До сих пор неизвестно, кто отдал приказ о его расстреле, но в ночь на 9 октября в здании деревенской школы в местечке Ла-Игера приговор был приведен в исполнение. Поверженный в бою, Эрнесто Че Гевара стал бессмертным символом революции.
Чем он мешал ЦРУ?
8 октября 1967 года отряд Че Гевары попал в засаду боливийских рейнджеров, подготовленных с участием ЦРУ. Че Гевару взяли в плен, и после суток в ожидании приказа из Ла-Паса, где решили не проводить открытый суд из-за опасений политизации события, его приговорили к расстрелу на месте. Расстрел был поручен боливийскому сержанту Марио Терану, который выпустил в команданте девять пуль. Последние слова всемирно известного революционера звучали так: «Стреляй, трус, ты убьешь мужчину!»
Основная угроза, исходившая от Че, заключалась в том, что Че Гевара стал «универсальным солдатом» революции: революционер, не связанный догмой, территорией, необходимостью объективных условий революции, классовым подходом и принципами коммунистической революции, — всё это делало безграничными возможности экспорта революций.
После кубинского триумфа события развивались совсем не так, как думалось романтику Эрнесто. Кубинцы остывали к революции.
Он мечтает о массовом партизанском движении в Латинской Америке. И Боливию определяет как центр из которого освободительная борьба охватит весь континент. Осуществление намеченного требовало многих лет кропотливой работы. Однако для Че Гевары годы борьбы были неприемлемы. Ему нужно было все и немедленно!
Агенты ЦРУ — те самые ненавистные революционерам всего мира империалисты — не собирались убивать пленного. Во всяком случае на месте. Они собирались оставить Че в живых, доставить его на территорию Штатов, допросить. Вполне разумный подход. Кто знает, как бы сложилась тогда судьба Гевары.
После того, как останки Че и шести его товарищей были вывезены на Кубу и идентифицированы, их торжественно захоронили в Санта-Кларе, где созданы мавзолей и музей Че Гевары. Церемонии похорон предшествовала неделя национального траура. Сотни тысяч людей собрались вдоль дороги, по которой тело Че перевозили из Гаваны.
Казалось бы, Че, спустя десятилетия после смерти, не должен больше пугать своих идеологических противников.
Оказалось, ничего подобного! Только сейчас стало ясно, как продолжают ненавидеть Че его враги, как боятся его до сих пор. Знаменитый во всём мире двухцветный портрет Че Гевары анфас стал символом романтического революционного движения.
По открытым источникам в Интернет
Комментариев нет